Виды деревянных шпал. Почему дерево продолжает оставаться лучшим материалом для производства шпал?
Шпалы – это горизонтальные опоры, которые позволяют располагать рельсы на одинаковом расстоянии друг от друга
Между тем, сохранение означенного расстояния критически важно
Приобрести шпалы деревянные по доступной цене Вы сможете на http://rails.com.ua/shpaly-derevyannye.html. В данной публикации подробно разберём положительные стороны использования деревянных шпал.
Материалы, которые используются для производства шпал
Сегодня шпалы производятся из различных материалов:
- дерево;
- металл;
- пластик и т.д.
Нужно отметить, что несмотря на значительное развитие промышленности, шпалы из дерева продолжают оставаться наиболее предпочтительными в использовании. Ведь они обладают всеми необходимыми техническими параметрами и стоит максимально доступно.
Можно разделить деревянные шпалы на следующие классы: обрезные, полуобрезные, необрезные.
Среди минусов использования деревянных шпал можно отметить лишь один. Они загнивают в местах сочленения с рельсами. Однако существует простой способ избежать этой проблемы – применение антисептических растворов.
Древесина, которая используется для шпал
В России подобной древесиной считается сосна. Дело в том, что это наиболее распространённая древесина, а значит максимально дешёвая. В западных странах для производства шпал могут так же использоваться кедр, клён и даже эвкалипт.
Главное свойство, которым должны обладать шпалы из дерева – пластичность. При проходе поезда по рельсами, они должны удерживать последние на одинаковом расстоянии друг от друга.
Однако в случае использования жёсткого металла вместо дерева, в нём будет возникать вибрация (злокачественная). Дерево же без проблем гасит вибрацию. Точнее она проходит через него, но не оказывается негативного влияния.
Единственное, на что следует обращать внимание – это локальное подгнивание дерева. Если означенное произошло, настоятельно рекомендуется осуществить замену шпалы на новую
Меньше всего гниёт необрезные шпалы. Однако они значительно сложнее в монтаже. Не получится в течение десяти минут произвести их замену. Между тем, в Европе активно внедряются пластиковые шпалы. Они долговечнее деревянных, но и значительно дороже.
Несмотря на это в долгосрочной перспективе (десятки лет) они оказываются более практичными.
В видео будет продемонстрировано, как делаются шпалы сегодня:
ЖТК
Вот чем обрабатывают шпалы железнодорожные, когда хотят, чтобы в процессе их эксплуатации нагревающаяся древесина не выделяла в атмосферу канцерогены. Аббревиатура расшифровывается просто – жидкость термоконденсационная. Это нефтяной продукт, похожий на масло, выпускающийся по запатентованной технологии. Данное средство напрямую поставляется заводам-производителям элементов ВСП, в открытом доступе его нет.
Преимущества:
- продление срока службы опорных конструкций до 20 лет;
- защита без образования липкого слоя на поверхности, без сгустков и уплотнений – гладкость профиля не нарушается;
- отсутствует запах, цвет дерева практически не меняется (лишь немного светлеет, что не ухудшает визуальное впечатление);
- не токсично, не выделяет в атмосферу вредных веществ, а значит не способствует появлению онкологических заболеваний.
Эти плюсы и обуславливают широту использования ЖТК.
Итак, мы выяснили, чем пропитаны шпалы ЖД-путей, а теперь давайте посмотрим, как именно (то есть в какой последовательности) их обрабатывают при выпуске.
Средний срок службы после обработки деревянных шпальных опор
Это время достигает 15-20 лет, а при отсутствии повреждений полотна пути даже превышает данный показатель, и это для всех видов опорных конструкций, которые могут быть обрезными, то есть с пропилами всех четырех сторон, полуобрезными (уже только три поверхности) и необрезными (пропилены частично или только с противоположных концов).
Как построить дом из шпал своими руками. Пошаговая инструкция на фото
Выбор шпал для строительства
Железнодорожные шпалы пропитывают креозотом для того чтобы они дольше служили и не портились под влиянием атмосферных явлений и в земле. Креозот токсичен. Поэтому можно приобретать только шпалы, которые использовались уже на протяжении 50 лет. За это время креозот со шпал выветривается и уходит в землю. Они будут более безопасны для здоровья, и иметь меньшую стоимость. Также при выборе шпал нужно знать, что они бывают со сквозной пропиткой и с частичной. Для постройки жилых домов, стоит выбирать последние.
Покупать шпалы лучше в ближайшем отделении, занимающимся ремонтом железнодорожных путей. Так как цена на этот материал у перекупщиков завышена в 2-3 раза.
Делаем фундамент
Первым этапом строительства дома является заливка фундамента. Можно сделать ленточный фундамент по всему периметру, или столбчато-ленточный. В фундамент следует закрепить крепежные болты.
Строим стены дома
Когда строительство фундамента подошло к концу, можно приступать к стенам.
Строить стены нужно с учетом таких правил:
- Деревянные шпалы следует укладывать широкой стороной, так они будут лучше держаться и образовывать меньше зазоров, ну и конечно, дом получится теплее.
- Первый ряд брусьев укладывается на гидроизоляционный слой и крепится на закрепленные в фундаменте болты.
- Каждый ряд шпал улаживается на утеплитель. Это может быть: стекловата, пакля, глина с соломой.
- Каждый последующий ряд крепится к предыдущему металлическими шпонками или штырями. Делают это на расстоянии 50-70 см. от концов. Для этого, просверливают обе шпалы, затем в нижней фиксируют шпонку и нанизывают верхнюю, уплотняя конструкцию кувалдой.
- Углы, каждых 2-3 рядов, укрепляются металлическими угольниками. А для придания жесткости всей конструкции, на обе стороны стены, прикрепляют по диагонали стальные полосы.
- Укладывая шпалы, нужно по внутренней стороне стены, проверять по уровню и отвесу.
- Концы шпал соединяют между собой в «шип» и фиксируют скобами, утеплив паклей.
Когда укладка стен практически закончилась, необходимо продумать и вмонтировать крепежные элементы для строп.
Возводим крышу дома из шпал
Крыша у такого дома ничем не отличается от других. Самым бюджетным вариантом будет шиферная крыша. Между верхним рядом брусьев и крышей, необходимо проложить слой гидроизоляции и утеплителя.
Закончив с крышей, можно переходить к установке окон и дверей, укладке пола.
Внутренние отделочные работы в доме из шпал б/у
Отделочные работы внутри дома нужны не только для создания эстетичного вида, но и для того чтобы предотвратить проникновение паров креозота в дом.
Для изоляции используется полиэтиленовая пленка. На нее крепится обрешетка и гипсокартон.
Внешняя облицовка стен из шпал
Внушений вид шпал оставляет желать лучшего. Поэтому с внешней стороны их лучше прикрыть. Так как мы имеем дело с вредным веществом, которое все время испаряется, облицовка должна «дышать». Поэтому для утепления применяем минеральную вату, а в качестве облицовочного материала – сайдинг (виниловый или металлический).
Классификация по типам
В современной стандартизации деревянные шпалы классифицируются по следующим признакам:
- форме изготовления (обрезная, полуобрезная, необрезная);
- качеству;
- наличию пропитки (пропитанная или непропитанная);
- сфере применения
По первому признаку деревянные шпалы могут иметь дополнительный признак. К нему относятся так называемые глубоко наколотые брусы. На поверхности такая железнодорожная шпала имеет специальные насечки, которые способствуют более глубокому проникновению антисептической жидкости. По качеству деревянные шпалы выпускаются двух сортов. Изделия первого сорта применяются на наиболее важных участках дороги. Шпалы второй сорт устанавливают на второстепенных путях.
По третьему и четвёртому признаку деревянные шпалы делятся на типы. 1-ый тип используется для главных путей первого и второго класса. Их разрешается применять для путей третьего класса с грузонапряжённостью превышающей 50 млн. т×км брутто/км. Обычно это шпала пропитанная тип 1. 2 тип разрешён для установки на главные пути третьего и четвёртого класса, подъездных и сортировочных путей. Третий тип применяется для любых путей пятого класса.
Зачем утилизировать шпалы?
Важно! Вопрос утилизации железнодорожных опор остро стоит сегодня в России. Отслужившие шпалы нуждаются в захоронении, как промышленные отходы, на специализированных полигонах
Однако отведенные для этого площади уже переполнены. Деревянные опоры, пропитанные креозотом, ацетоном и другими антисептиками, приходится складировать в неположенных местах, что, безусловно, наносит урон всему живому. Также по этой причине предприятиям-владельцам жд шпал выписывают штрафы экологические службы. Поэтому важно прибегать к методам утилизации и переработки разных видов жд опор, решающим проблему их излишнего накопления и являющимся альтернативным способом производства энергии и вторсырья. Утилизацией и переработкой изношенных опор занимаются специальные предприятия с соблюдением правил техники безопасности.
Бетонирование
Схема бетонирования опор. Способ установки опор с помощью бетонирования начинается с рытья ямок, в которые заливают бетонный раствор. Бетонирование различают двух видов:
- простое, которое используется на грунтах с оптимальным уровнем влаги;
- с применение щебня, которое актуально в слабых почвах и в местах с высоким уровнем вод.
По технологическому процессу бетонирование бывает: частичное и полное. Частичное бетонирование заключается в монтаже опоры в землю и частичном заполнении лунки цементным раствором. Этот способ более экономичный и используется при малых нагрузках. Полное бетонирование применяется для ограждений с большими нагрузками. Технология полной заливки бетоном заключается в укладке десятисантиметровой песчаной подушки и установки опалубки. Далее подготовленная форма заливается раствором из бетона и уплотняется, что позволит убрать воздух из смеси. Спустя месяц бетон высыхает и становится пригодным для установки столбов. Технология полного бетонирования обеспечивает конструкцию устойчивостью к перепадам температур и атмосферным осадкам.
Плюсы
Бетонирование имеет следующие преимущества:
- обеспечивает прочность забора даже в местах слабых почв;
- выдерживает большие нагрузки от установленных тяжеловесных ограждений;
- обеспечивает конструкцию долголетием за счет малой подверженности воздействию коррозии.
Минусы
При установке столбов для заборов выделяют следующие недостатки:
- дороговизну материалов и расходы на оплату труда за счет сложностей выполнения работ;
- большие временные затраты на выполнение технологического процесса;
- выпучивание опор, которые установлены на влажные грунты.
Дополнительные сведения: Сравнение железобетонных и деревянных шпал
У обоих вариантов есть свои недостатки и преимущества:
- Опорные конструкции, выполненные из хвойных пород, в среднем весят в 3 раза меньше, чем сделанные из ЖБИ – 80 кг против 270, – а значит не так сильно нагружают подушку грунта.
- Отлитые шпальные опоры устойчивые, но сравнительно сложны в монтаже, а брусья из дерева укладываются быстро, упруги, лучше сцепляются с подложкой.
- Срок службы деревянных (в зависимости от того, чем обрабатывают железнодорожные шпалы, как их нагружают, какие внешние условия действуют) составляет 15-20 лет, максимально достигает 40 лет, ресурс ЖБИ-конструкций доходит до полувека.
- Железобетонные отличаются повышенной электропроводностью, тогда как сосновые или кедровые будут диэлектриком.
- Первые в разы дороже вторых, а значит дольше выходят на самоокупаемость.
- ЖБИ способны обеспечить только однородный путь, тогда как с использованием их «конкурентов» колею возможно без труда увеличивать или уменьшать по мере необходимости.
- Бетонные более стойки к морозам, но из-за их жесткости быстрее изнашиваются в точках стыков.
- ЖБИ более технологичны (используют при монтаже путей самые современные скрепления: ЖБР 65/50; АРС-М,Ч, 44х360).
- Допустимая скорость движения на железобетонных выше.
- Каменные опоры экологичнее пропитанных из дерева.
Материал – дерево
Материал – бетон
Немного из истории.
Слово шпала пришло к нам от голландцев во времена Петра I, когда до появления первой железной дороги, оставалось больше ста лет. И первоначальное значение слова «шпала» обозначало «подпорка» (от голландского spalk).
Со временем понятие «шпала железнодорожная», и с определенного момента этим термином принято обозначать специализированные опоры для рельс, исполненные в виде брусьев. Эти брусья укладывают на балластный слой верхнего пути. Именно шпалы железнодорожные принимают на себя давление, которое создают рельсы, скрепления промежуточные передают давление на под-шпальное основание.
Изначально, для производства шпал железнодорожных в качестве главного материала было выбрано дерево, поскольку это — материал, доступный в промышленных масштабах, легко обрабатывается.
Железобетонные шпалы
Железобетонные шпалы после выемки из формы.
В некоторых случаях вместо шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам, выполненные из железобетона или металла
С 1970-х годов в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.
Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а также отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются также костыльные и шурупные соединения). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры. Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым придаётся натяжение (в зависимости от назначения шпалы, обычно 180 атмосфер), форма заполняется бетоном и уплотняется вибрацией. Затем форма разбирается, отправляется в пропарочную камеру, где бетон затвердевает, после чего напряжение со струн передают на бетон и форма переворачивается (кантуется). Такой способ изготовления шпал придаёт им упругость и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.
Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а также использования на грузонапряжённых участках пути. Недостатки: недостаточная жёсткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона..
Для скрепления рельсы и железобетонной шпалы в последнее время все чаще используют анкерное соединение[источник не указан 2494 дня].
Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД
В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий
Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине
Преимущества использования шпалер для выращивания малины
Подвязка для малины необходима, так как кустарник высокий – 1,5-1,8 м. При этом побеги растения сравнительно тонкие и гибкие, в связи с чем они гнутся и часто не выдерживают собственного веса. Большой урожай заставляет ветки опускаться к самой земле, в результате чего ягоды болеют и гниют.
Обойтись без подвязки могут лишь низкорослые кусты малины. Для скороспелых и высокоурожайных сортов эта процедура просто необходима. В целом шпалера для ежевики и малины очень полезна, у такой конструкции есть много преимуществ:
Благодаря шпалерам кусты малины выглядят аккуратней и между ними удобно перемещаться.
- Благодаря шпалерам можно легко сформировать красивые рядки малины.
- Нижние ветки растения не пачкаются, поскольку не касаются земли. Вследствие этого стебли, листья и ягоды не подвергаются нападению таких вредителей, как улитки и лягушки.
- Ягоды, независимо от погоды, остаются чистыми.
- Благодаря шпалерам кусты малины образуют правильные прямые грядки с широкими промежутками между ними. Это способствует отличному продуванию ветром, что гарантирует сухость кустам, а значит, предупреждает грибковые заболевания.
- Использование шпалеры гарантирует равномерную посадку малины, в результате каждая ветка получает одинаковое освещение. Это способствует одновременному созреванию ягод и упрощает сбор урожая.
- Садоводу легче ухаживать за растениями. Полив, прополку и мульчирование почвы выполнить очень легко. Кроме того, использование такой посадки позволяет вовремя увидеть и ликвидировать поврежденные побеги.
- Проще собрать урожай, а после этого подготовить участок к зиме.
- Двигаться между кустами проще. Без шпалер придется пробираться сквозь густые заросли.
Если малина подвязана к шпалере за ней легче ухаживать, поливать и пропалывать
Для того чтобы получить все преимущества, важно правильно выбрать и установить шпалерную конструкцию
Обратите внимание! Основание шпалеры должно на 80-100 см закапываться в землю, поэтому общая длина жерди должна быть около 230-280 см: 80-100 см – в земле и 150-180 см – над ней
Чем лучше отделать баню из шпал, чтоб креозот не просачивался?
Я лично не стал, хотя шпалы халявные были. Пускай уж лучше бревно на камне лежит. Его лучше современным антисептиком пройти.Rexby
01-08-2008 09:34
Сегодня отработанные деревянные шпалы — одна из главных экологических проблем РЖД.Шпалы пропитаны антисептиком, содержащим фенол, отсюда и вредность.Относятся к 3 классу опасности для окружающей среды — умеренно опасные отходы (всего классов опасности 5).Поэтому их даже нельзя размещать на свалках (там допускается размещать только отходы 4-5 класса опасности).И тем более нельзя отдавать шпалы населению, но раньше это у нас делалось, и домики из них построены, хотя и регион у нас не беден лесом.
Спортист
01-08-2008 09:51
Abar
01-08-2008 10:54
SergeyVS
07-08-2008 11:12quote:Originally posted by DIZZI:Сергей, так многие и делают. Я лично не стал, хотя шпалы халявные были. Пускай уж лучше бревно на камне лежит. Его лучше современным антисептиком пройти.
КакимDIZZI
08-08-2008 12:02quote:Originally posted by SergeyVS:Каким
Вчера не мог спросить
В магазинах полно всяких антисептиков.
Орегонец
08-08-2008 07:17quote:рекомендую всем держаться от шпал подальше — за сутки лежания в гараже в прохладную погоду навоняли так, что голова болела
Ну наконец то понял что это такое. От общения с умными людми сам становишся как они.Pavel_A
12-08-2008 11:48
Ипать, а я в таком доме живу, может шпалы разные???
Орегонец
12-08-2008 17:38quote:Ипать, а я в таком доме живу, может шпалы разные???
а мож доживаю, а не живу?sahara
12-08-2008 19:04quote:Originally posted by Спортист:Подумалось: а не дурак ли я, что в 100% лесном регионе строю из вонючих шпал???
а еще на них люди.. сикают
Pavel_A
13-08-2008 20:50quote:Originally posted by Орегонец:а мож доживаю, а не живу?
Видили мы из чего у вас дома строят, хрен его знает как в этой химии живут, если брус в земле 50 лет закопан был, выкопали, а он как новый, и столбы электрические на улицах хернёй какой-то пропитаны, по 50 лет стоят без пасонка. так что креазот перед буржуйской пропиткой просто сынок.
Никифор
20-08-2008 23:08
Знакомый желдорбатовец рассказывал, как продавали шпалы, новые, вонючие на постройку бань.а старые выветревшиеся, говорил ничего, идут на бани…
Pavel_A
21-08-2008 09:15quote:Originally posted by Никифор:а старые выветревшиеся, говорил ничего, идут на бани
говорят что через 20 лет креазот испаряется и шпалы становятся не такими вредными.Орегонец
21-08-2008 10:35quote:столбы электрические на улицах хернёй какой-то пропитаны, по 50 лет стоят без пасонка.
Паша так мы с них дома не строим. приезжайте я вам покажу из чего дома строютОрегонец
21-08-2008 10:36quote:говорят что через 20 лет креазот испаряется и шпалы становятся не такими вредными.
Говорят что и уксус пить можно,если перед этим стакан с содой выпить.————————————————— попробуйте.Никифор
21-08-2008 15:42
уксус глотками пьют, здоровье только прибавляется.
по соседству стоит дача недостроенная. вся из старых шпал. уже лет 30 стоит без окон, потолка и крыши.видимо одна из причин это и есть
Хирург2005
21-08-2008 18:42
Шпалы — это зло Говорю как человек который непосредственно с ними работал, на путях. Про выветривание креазота — ну через 20 лет, под дождями или в проточной воде наверное вымоет креазот. Почти весь . А то что продают, оно обычно из пути, вышедшее по износу. Они еще и отработкой, и дизтопливом, и прочей дрянью политы.
Вот вы говорите воняет С непривычки, день потаскаешь — а на следующий день оказывается лицо, руки — как обгорел.
Петрусь
29-08-2008 06:32
А у меня один знакомый из шпал дом построил
Хирург2005
29-08-2008 13:16
На самом деле бывает шпала необработанная. Редко, впрочем и дорого. Или надо очень удачных знакомых иметь.
Лично я никогда такой не видел, но знаю что бывает
Serjant
29-08-2008 13:39
дык на любой лесопилке..
Хирург2005
29-08-2008 13:47quote:Originally posted by Serjant:и называется пиленный брус??: дык на любой лесопилке..
Не-не-не Пиленый брус таких размеров кстати тоже редкость, и длиной идет обычно по 6 метров.
А шпалы — это в общем тоже брус но определенных размеров . Просто они из-под пилы-то выходят нормальные, пропитывают их уже потом, иногда даже на звеносборке. Вот там-то и можно на халяву брака непропитанного поиметь. По слухам.
Спортист
29-08-2008 15:32
нафиг шпалы!
Главная▲▼
Деревянные шпалы
Деревянные шпалы преобладают на железных дорогах мира, так как они с технической точки зрения в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к подрельсовому основанию.
Главные достоинства деревянных шпал – хорошая упругость, простота изготовления и эксплуатации (транспортировки, подбивки, смены), большое электрическое сопротивление.
Недостатки деревянных шпал – малый срок службы при высокой грузонапряженности, большая потребность в деловой древесине, необходимой для разнообразнейших нужд народного хозяйства.
С 1 января 1966 г. на дорогах России укладывают деревянные шпалы (рис. 1) двух видов:
- обрезные (А), у которых пропилены все четыре стороны;
- необрезные (Б), у которых пропилены две противоположные стороны – постели.
Деревянные шпалы делятся на три типа:
- I – для главных путей;
- II – для станционных и подъездных (железнодорожных путей необщего пользования);
- III – для малодеятельных путей необщего пользования промышленных предприятий.
Рис. 1 – Типы деревянных шпал (поперечные сечения)
Шпалы изготовляют из сосны, ели, пихты, кедра, бука и березы. Длина шпал 2,75 м. Для особо грузонапряженных участков поставляют шпалы длиной 2,8 м, а для участков с совмещенными путями различной ширины колеи – 3,0 м.
Деревянные шпалы заменяют из-за гниения и механического износа. Эти процессы протекают одновременно и влияют друг на друга. В РФ принята система выборочной смены шпал, кроме капитального ремонта, при котором шпалы заменяют сплошь. Профессор М. А. Чернышев предложил определять средний фактический срок службы деревянных шпал из выражения
где А – общее количество шпал, лежащих в пути;
m1, m2 – количество негодных шпал в пути по данным натурного осмотра соответственно к началу и к концу периода (года, пятилетки);
n – количество шпал, уложенных в путь за период tн;
tн – длительность наблюдения.
Величины A, m1, m2 и n берут из технического паспорта пути и технических отчетов.
Рис. 2 – Изменение срока службы деревянных шпал в зависимости от прошедшего тоннажа: 1 – костыльное скрепление; 2 – раздельное жесткое; 3 – раздельное с пружинной клеммой
По данным МИИТа и ВНИИЖТа, срок службы деревянных шпал при различных скреплениях зависит от прошедшего тоннажа (рис. 2). Продление срока службы шпал имеет большое народнохозяйственное значение. Чтобы увеличить их долговечность, необходим целый комплекс мероприятий и следует выполнять множество требований:
- заготовлять здоровую древесину, как правило, зимой;
- до пропитки хранить и просушивать шпалы без доступа прямых лучей солнца; костыльные и шурупные отверстия сверлить перед пропиткой;
- стягивать шпалы винтами для предупреждения их растрескивания;
- перед пропиткой накалывать постели и боковые грани шпал для увеличения глубины пропитки и предупреждения растрескивания;
- высококачественно пропитывать шпалы на заводах маслянистыми антисептиками (каменноугольным креозотовым или антраценовым маслом);
- правильно (по инструкции) хранить шпалы после пропитки на заводах и на дорогах до укладки в путь;
- бережно грузить, перевозить и выгружать шпалы, правильно укладывать их в путь и подбивать;
- широко применять специальные нашпальные прокладки, чтобы предохранить поверхность от механического износа;
- использовать высококачественный балласт;
- предупреждать угон пути;
- укладывать на 1 км пути столько шпал, сколько требуется при данных грузонапряженности, нагрузке от подвижного состава и скорости движения поездов;
- высококачественно осуществлять текущее содержание пути в целом и шпал в частности.
Среди всех мероприятий по продлению срока службы деревянных шпал особое место занимает пропитка их антисептиками, которые убивают разрушающие древесину грибки и не допускают их развития. Лучший антисептик – каменноугольное креозотовое масло. Это – чистый отгон каменноугольной смолы без посторонних примесей. Его получают на коксохимических заводах перегонкой смолы при температуре 200–400 °С. Этот антисептик не выщелачивается, не влияет вредно на металл и не повышает электропроводность шпал. Обычно его применяют в смеси с мазутом (40–50% каменноугольного креозотового масла и 60– 50% мазута).