Абстракционизм чистой воды: популярные картины пита мондриана

Абстракционизм чистой воды: популярные картины пита мондриана

Абстракционизм чистой воды: популярные картины пита мондриана
СОДЕРЖАНИЕ
0
696 просмотров
01 января 2021

Основные идеи

 — Теоретик и писатель Мондриан считал, что искусство отражает основную духовность природы. Для того чтобы выявить суть мистической энергии в балансе сил природы и окружающего мира он упростил сюжеты картин до самых простых, основных элементов.
— Мондриан решили сформировать свои представления о мире в основных элементах, представляющих две основные силы мира: вертикальные и горизонтальные линии, положительный и отрицательный, динамический и статический, мужской и женский. Динамическое равновесие в его композициях отражает мир с балансом вселенских сил.


-Своим творчеством и концептуальным подходом в отображении мира Мондриан изменяет представления об абстракции для всего современного искусства. Четко отслеживается влияние современных художественных направлений в его картинах: в логическом порядке развитие проходит через  луминизм, импрессионизм, и, самое главное, кубизм.
-Мондриан и художники Де Стиль, выступают за всепоглощающую абстракцию с урезанной цветовой палитрой, чтобы выразить утопический идеал гармонии в соединении всех искусств. Мондриан считал, что его видение современного искусства преодолеет раскол в культуре и станет новым языком на основе простых цветов, плоских форм, и динамического напряжения в полотнах.
— Книга Мондриана о Нео-пластике стал одной из ключевых работ абстрактного искусства. В качестве нового метода представления современной реальности в книге подробно описаны способы создания художественных образов с помощью форм и цветов на поверхности холста.

Библиография

  • Seuphor M. Piet Mondrian, life and work. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
  • Piet Mondrian, 1872-1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
  • Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
  • Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
  • Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
  • Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
  • Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
  • Joosten J.J., Welsh R.P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
  • Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
  • Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-spb.ru, 

Пит Мондриан: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Пит Мондриан: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Интересные факты

Вот некоторые из них:

  • Один из языков программирования (Piet), назван именно в честь художника Мондриана. Причина этого в том, что программы, написанные на этом языке, напоминают внешне абстракцию.
  • В Санкт-Петербурге одно из зданий было покрашено под стилистику одной из картин Пита Мондриана, а именно — под Composition with Red, Yellow, Blue and Black. В 2013 году здание снесли и больше подобных экспериментов не проводилось.
  • Творчество Мондриана фигурирует в британском сериале под названием «Виртуозы». Там группы воров выкрадывает из художественной галереи одну из картин Мондриана, а затем подменяет ее фальшивкой, выдавая за еще никому не известную картину «раннего Мондриана». В действительности же такой картины, какая представлена в сериале, никогда не существовало.
  • В подмосковных Химках, в «Городе Набережных», все пешеходные переходы сделаны в стиле Мондриана.
  • На станции метро «Румянцево» Московского метрополитена в стилистике Мондриана окрашены стены станции.

Литература[ | ]

  • Дейхер, Сюзанна. Пит Мондриан (1872-1944). Конструкции в пространстве. — АРТ-Родник. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0026-6.
  • A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. 100 художников XX века / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. 112—113. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7.
  • Seuphor M. Piet Mondrian, life and work. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
  • Piet Mondrian, 1872—1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
  • Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
  • Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
  • Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
  • Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
  • Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
  • Joosten J. J., Welsh R. P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
  • Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
  • Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.

Работы Мондриана

Красное дерево (1908–1910)

Это самая важная работа художника в рамках движения «луминизм», а также лучшее произведение из серии, посвященной деревьям. В ней замечателен баланс между контрастными оттенками красного и синего цветов, за счет чего создается ощущение равновесия.

Серое дерево (1912)

Изображение тонкого дерева овальной формы воспроизводит идеи кубизма и прекрасно иллюстрирует развитие творческого видения мастера.

Волнолом и океан (1915)

Окончательным шагом на пути к чистой абстракции является серия работ «Пирс и океан», созданная под влиянием кубизма, в том числе, работ Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Это произведение, известное также как «Композиция №10», является яркой кульминацией серии.

Красный, желтый, синий и черный (1921)

В большей мере Мондриан известен трудами в стиле «неопластицизм». Форма абстрактного искусства, отличающаяся от популярных тогда кубизма и футуризма, родилась к началу 1920-х годов. В данной работе, ставшей одной из первых в новом направлении, доминирующий блок красного цвета уравновешивается небольшими блоками других цветов.

Серый ромб с четырьмя линиями (1926)

В середине 1920-х годов Мондриан создает картины с ромбами, чтобы выразить более динамичный ритм в своих работах. Эта картина, основанная на четырех линиях различной толщины, является одной из самых минималистских работ художника.

Красный-синий-желтый (1930)

Данная работа создавалась Мондрианом в момент наивысшей точки развития созданного стиля. В отличие от некоторых дефектных работ и ряда экспериментальных произведений, этот шедевр демонстрирует удивительную чистоту и трезвость.

Композиция с красным, желтым и синим (1942)

Считается, что эта композиция гипнотизирует любителей изобразительного искусства своей уникальной свежестью и уровнем абстракции.

Нью-Йорк, я (1942)

В связи с началом Второй мировой войны художник переехал в Нью-Йорк, что повлияло на его дальнейшее творчество. Американский период продолжался до конца жизни художника, он характеризуется новыми приемами. «Нью-Йорк, я» является одним из самых известных шедевров позднего этапа карьеры Мондриана.

Бродвей буги-вуги (1942–1943)

Вероятно, самая известная картина Мондриана была вдохновлена городским пейзажем Манхэттена и музыкой буги-вуги, которую художник любил. Картина знаменует собой кульминацию всех стилистических инноваций Пита и является знаковой работой для абстрактного геометрического искусства.

Победа буги-вуги (1944)

Это последняя работа Пита Мондриана, незаконченная в связи со смертью художника. Хотя работы Мондриана 1920-х и 1930-х годов отличает академическая строгость, это произведение выглядит ярким, живым и ритмичным. Это объясняется тем, что вдохновение при работе художник черпал из музыки. «Победа буги-вуги» создавалась в ожидании окончания Второй мировой войны.

 Загрузка …

Особенности и противоречия

Мондриан говорил, что единственное гениальное изобретение XX столетия – это скотч (появившийся в 1921 году). С его помощью он и создавал свои знаменитые «решётки», наклеивая тонкие полоски на холст и закрашивая свободное пространство. При этом он мог трудиться над одной картиной месяцами, применяя математический расчёт и нанося слой за слоем, до тех пор, пока не получал удовлетворяющий его результат. Математика провозглашалась основой эстетического впечатления. В 1914 году Мондриан заявил о желании сделать абстрактное искусство классическим, сопоставимым с «архитектурой древних дреков». В его записных книжках можно обнаружить воображаемые диалоги со старыми мастерами: «Рембранд, мы идём не в том направлении, не так ли?». С точки зрения художника, его современники-абстракционисты якобы чересчур увлекались декоративизмом, он же стремился совместить традиции и инновации, сделать так, чтобы абстракционизм выглядел логическим продолжением эволюции живописи.

Дэвид Шапиро полагает, что своими теоретизированиями Мондриан временами загонял себя в угол и обнаруживает у него некоторые противоречия между теорией и практикой. Так, в период с 1899 по 1910 и позднее, в начале 1920-х, художник создал целый ряд акварелей с изображениями цветов, напоминающих своим сочетанием скрупулёзной детализированности и нейтрального фона ботанические иллюстрации. «Если состоятельная публика требует натуралистического искусства, то художник может использовать свои навыки, чтобы писать такие картины, но их нужно ясно отличать от самостоятельного творчества», — утверждал Мондриан. Между тем, в его доме имелась стена, на которой он развешивал свои цветочные акварели и которую он показывал только близким друзьям.

Шапиро пишет: «Меня страстно увлекли Мондриановские цветы как пример того, что кажется чувственным в работах, в которых чувственность подавляется». Дэвид Сильвестр рассматривает акварели художника как способ фокусирования на внутреннем мире, в то время как абстракции адресованы миру внешнему. Мондриановские абстракции парадоксальным образом отмечены влиянием реализма. Хэл Фостер отмечает, что «остатки референциальности» это именно то, что определяет и обосновывает абстракцию, спасая её от бессмысленности.

Все самые известные портреты Мондриана являются постановочными фотографиями, на которых художник позирует в интерьере своего парижского ателье или нью-йоркской студии. Британский искусствовед Фред Геттингс описывает мастерские Мондриана следующим образом: «Начиная с самой первой мастерской на улице дю-Депар в Париже, в мастерских Голландии и в последней мастерской на 59-й восточной улице в Нью-Йорке, внутреннее убранство до мелочей повторяло те строгие прямоугольники, которые преобладают в его картинах и которые сделали его знаменитым… он утверждал, что антикварные вещи, а ими художники любят загромождать своё рабочее пространство, превращая мастерскую в «музей старинного искусства», в действительности только мешают поддерживать контакт со своим временем».

Мондриан создал образ аскетичного, сурового и беспристрастного аналитика, вероятно, полагая, что именно таким его хотят видеть. При этом на создания своих наиболее зрелых и важных полотен его вдохновляли джаз – в особенности Луи Армстронг – и фильмы вроде «Серенады солнечной долины». Но самым наглядным доказательством противоречия между имиджем и сущностью Мондриана является огромная фотография Елены Блаватской, украшавшая стену в одном из его жилищ и висевшая среди монохромных прямоугольников.

Детство и юность

Биография Питера Корнелиса Мондриана началась 7 марта 1872 года с рождения в голландском городе Амерсфорт в интеллигентной семье. Отец работал преподавателем изящных искусств и рисования, а вскоре после появления сына стал директором в местной школе.

Первые уроки по графике и живописи мальчик получил у родителя и дяди, последний был студентом Виллема Мариса, творившего в стиле импрессионизм. Поэтому детские картины отличались богатыми и насыщенными цветами и, по мнению наставников, передавали радость и оптимизм.

Пит Мондриан в молодости Такому подходу не мешали строгие протестантские традиции, согласно которым воспитывали художника и других младших детей. Но это отразилось на учебе в Академии изящных искусств в Амстердаме, где примерным поведением Мондриан восхищал учителей.

Студенческие работы Питера Корнелиса содержали пасторальные образы Нидерландов и были наполнены изображениями ветряных мельниц, полей и рек. Они создавались в импрессионистской манере с элементами, характерными для гаагской школы, и представляли собой сочетание различных художественных техник.

Впоследствии молодой живописец увлекся приемами пуантилизма, который привел к упрощенным формам и отказу от перспектив. На выставке, проведенной в муниципальном музее, он представил «Красную мельницу», «Деревья на Гейне в лунном свете» и ряд других ранних картин.

Избранные работы

Страстоцвет, 1901–1908

Верность, 1908

Вид на дюны с пляжем и пирсом, 1909

  • Molen Mill ()
  • Avond ()
  • Chrysanthemum ()
  • Windmill by the Water ()
  • Landscape ()
  • Вечер. Красное дерево (—)
  • Amaryllis ()
  • Evolution (—)
  • The Red Mill (—)
  • Серое дерево ()
  • Horizontal Tree ()
  • Still Life with Ginger Pot I ()
  • Still Life with Ginger Pot II ()
  • Eucaliptus ()
  • Apple Tree in Bloom ()
  • Trees (—)
  • Scaffoldings (—)
  • Composition No. II; Composition in Line and Color ()
  • Ocean 5 ()
  • Composition III with Color Planes ()
  • Composition with Color Planes and Gray Lines 1 ()
  • Composition with Gray and Light Brown ()
  • Composition with Grid VII ()
  • Composition: Checkerboard, Dark Colors ()
  • Composition A: Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue ()
  • Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue ()
  • ()
  • Lozenge Composition with Yellow, Black, Blue, Red, and Gray ()
  • Composition with Large Blue Plane, Red, Black, Yellow, and Gray ()
  • Composition with Red, Yellow and Blue ()
  • Composition with Blue, Yellow, Black, and Red ()
  • Composition #2 ()
  • Lozenge Composition with Red, Black, Blue, and Yellow ()
  • Lozenge Composition with Red, Gray, Blue, Yellow, and Black ()
  • Composition with Red, Yellow and Blue ()
  • Fox Trot; Lozenge Composition with Three Black Lines ()
  • Composition with Yellow Patch ()
  • Composition with Yellow ()
  • Composition with Blue and Yellow ()
  • Composition No. III Blanc-Jaune (—)
  • Rhythm of Straight Lines (—)
  • Rhythm of Black Lines painting) (—)
  • Composition blanc, rouge et jaune or Composition in White, Black and Red ()
  • Vertical Composition with Blue and White ()
  • Abstraction (—)
  • Composition No. 8 (—)
  • Painting #9 (—)
  • Composition No. 10 (—)
  • New York City I ()
  • (—)
  • Place de la Concorde ()
  • (—, неокончена)

Через теософию – к абстракции

В 1909 году Мондриан увлёкся мистицизмом Е.П. Блаватской и вступил в голландское Теософское общество. Он оставался его членом до конца жизни. Теософия (от греч. «theosophia – знание божественной сущности») и теософская символика оказали влияние на философию его творчества

Родившееся в России и набиравшее популярность в европейских странах – в особенности в протестантских Нидерландах, Германии и Скандинавии – учение Блаватской уделяло огромное внимание вопросам культуры и искусства. Как пишет искусствовед Роджер Липси, «вступив в двадцатый век, теософия..

стремительно распространялась из страны в страну и на какое-то время сделалась главной альтернативной культурой. Она стала «школой», к которой обращались художники и мыслители в поисках принципиально иного описания мира и человека».

Под влиянием мистицизма художник взялся за перо и принялся за разработку собственных искусствоведческих теорий. По его мнению, абстракционизм противостоит «грубой примитивной животной натуре человека, однако он плоть от плоти истинной человеческой природы.

К 1911 году Мондриан завершил монументальный триптих «Эволюция», выполненный в явно символистском ключе. Эта живописная работа стала выражением его теософских исканий. На ней изображены три женские фигуры, воплощающие три состояния духа – земной, астральный и божественный, – эволюцию от Материи к Духу. У женщины в центре глаза раскрыты, у других закрыты. Композиционной основой «Эволюции» является равносторонний треугольник, геометрический символ, считающийся в теософии священным. Согласно теософскому учению, целью и смыслом человеческого существования является эволюция; для Мондриана эволюция была «всем». В своём письме Рудольфу Штайнеру, создателю антропософии, он заявил, что искусство должно стать выражением этой самой эволюции.

Стоит отметить, что Мондриан очень осторожен, когда апеллирует к теософии, более того, он избегает использования этого слова. Даже в иррациональном он всегда стремился найти некое рациональное зерно, подчёркивая, что его волнует именно художественная сторона. По мнению критика Карела Блоткампа, «Эволюция» с её простой и очевидной символикой является своеобразным исключением в творчестве художника – и только её можно однозначно назвать теософской. Нельзя отрицать влияние мистицизма на Мондриана, но и причислять его к теософам было неверно.

1911 год стал важнейшим в карьере Мондриана. Он посетил выставку современного искусства в Амстердаме. На него произвели глубочайшее впечатление кубисты Пикассо и Брак. Художник решил переехать во Францию и в 1912 обосновался в Париже. Чтобы отметить своё перерождение, он сократил свою двойную фамилию до «Мондриана».

Он стал работать в жанре так называемого «высокого кубизма» и пошёл дальше своих предшественников, напрочь отказавшись от изображения предметов или природных элементов. Он не использовал популярных приёмов кубизма вроде ротационного зрения (требующего осмотра картины с разных углов) и отказался от богатой цветовой палитры. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. Он занялся повторением уже знакомых ему тем: начатая до знакомства с авангардистами серия картин, изображающих деревья, была продолжена – но теперь в кубистской манере. Применяя различные методы, Мондриан пытался решить одну и ту же задачу: исследовать и передать при помощи геометрии и «светописи» (так он называл живопись) законы мироздания.

Искусствовед и писатель Павел Балека комментирует одно из его докубистических деревьев следующим образом: «Синее дерево Мондриана (1910) – это скорее выражение человеческой драмы, нежели изменения вида природного объекта: мистерия экзистенциальной метаморфозы, перехода из одной формы в другую – преодоление порога смерти на излёте земной жизни, пройдённой человеком». В работе 1912 года на ту же тематику – «Серое дерево» – художник ушёл от трёхмерности и фигуративности и ограничился ритмичными горизонтальными и вертикальными линиями.

Годы Первой мировой войны Мондриан провёл на родине, однако после вернулся во Францию. В 1915 году произошла судьбоносная встреча с художником и архитектором Тео ван Дусбургом. Они оказались единомышленниками, и их дружба переросла в многолетнее плодотворное сотрудничество.

Стиль и направление

Мондриан свои картины писал по схеме, которую специалисты называют «плюс-минус». То есть, если рассматривать полотна художника исключительно с точки зрения того, какие формы там изображены, но можно увидеть подавляющее количество горизонтальных и вертикальных пересечений — «плюс-минус». Художник призывал совершенно отказаться от естественных форм, считая, что исключительно абстракция способна передать все, что творится в душе человека.

Так же, многие исследователи творчества художника отмечают, что большой смысл в его картинах имеет «мужское и женское». Закрученные спиралевидные фигуры, округлые формы океана — все это относится к женскому, тогда как вздымающиеся маяки, стены, вертикальные лучи — к мужскому. Например, картина «Мол и океан» — сочетание женской плавности с мужской резкостью.

Несмотря на то, что к концу Первой мировой войны, Мондриан уже завоевал себе «место под солнцем» в мире художественного творчества, он продолжает ставить самые настоящие эксперименты с цветом, формой и содержанием своих картин. В 1918 году была написана целая серия полотен, где главная фигура — ромб. Например: «Композиция. Ромб с серыми линиями» или «Композиция. Планы светлых цветов с серыми линиями».

Спустя два года художник Мондриан излагает свои взгляды на современное искусство в общем и в частности — на художественное творчество, в своей работе под названием «Реальность естественная и реальность абстрактная» (позже эта работа была переиздана под названием «Неопластицизм»). В данном произведении так же художник дал свое деление цветов, форм и прочего, из чего строится любая картина. Цвета он поделил на: «первостепенный» — красный, синий, желтый и «не-цвета» — черный, серый, белый. Также выделил понятия «оппозиция горизонтали и вертикали», «оппозиция измерений». Это был большой теоретический труд художника.

Последующие полтора десятилетия Мондриан усердно работает, создав более семидесяти картин. Сюжеты на картинах передаются с помощью полос, обычно темных. Они ограничивают «поля» на полотнах, которые обозначают эмоцию или состояние. Очень хорошие примеры живописи того периода, это: «Композиция с красным, желтым и синим», «Композиция в белом и черном» или «Композиция 1 с черными линиями». В 1932 году художник изображает на холстах две параллельные линии, которые пересекают весь холст поверх рисунка. Пример этому: «Композиция В с серым и желтым».

В начале тридцатых годов появляется картина, ставшая ключевой в этот период творчества художника Пита Мондриана. Это «Композиция с желтыми линиями». Особенность данной картины — это то, что в ней четыре широкие полосы, разных цветов, не прерываясь, пересекают ромб — ключевую фигуру на полотне. С этих пор Пит Мондриан начинает комбинировать все доступные ему фигуры с линиями разных цветов. Таким комбинированием художник будет заниматься последующие десять лет.

После того, как Мондриан закончил несколько серий картин с квадратами, начинается серия картин с «решетками» — это картины с очень густо пересекающимися линиями, расположенными и по вертикали, и по горизонтали. К примеру, «Композиция II с красным и синим».

Примечания[ | ]

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118583441 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578″>
  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/wiki/Track:P268″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837″>

  3. 12 Piet Mondriaan

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517″>https://wikidata.org/wiki/Track:P650″>

  4. 12 Мондриан Пит // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135″>

  5. 12Дьяконов В. Прекрасная неясность // Газета «Коммерсантъ», № 172 (5203), 21.09.2013
  6. An Explanation of Broadway Boogie Woogie by Artist Michael Sciam (англ.)
  7. Piet Mondrian (англ.) на сайте Find a Grave
  8. 12 И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс, Bestiary, 2012. — C. 126
  9. C. Филлипс. …Измы: как понимать современное искусство — Москва, ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — C. 54
  10. An Explanation of Victory Boogie Woogie by Artist Michael Sciam (англ.)
  11. Guerrand, Jean R. (1988). Souvenirs cousus sellier: un demi-siècle chez Hermès . Paris: Oliver Orban. ISBN 2-85565-377-0 page 57.
  12. Пешеходные переходы в Химках украсили работами авангардистов // Подмосковье сегодня, 13 ноября 2015
  13. Отделку станции «Румянцево» выполнят по мотивам картин абстракциониста Пита Мондриана // Сайт города Москвы, 22 января 2015

«De Stijl». Неопластицизм

В 1917 году Дусбург и Мондриан основали группу De Stijl (голл. «стиль») и запустили одноимённый журнал. В группу помимо основателей вошёл целый ряд нидерландских авангардных художников, дизайнеров, архитекторов и скульпторов, среди которых Барт ван дер Лек, Вильмос Хушер, Геррит Ритвельд, Якобс Йоханнес Ауд, Жорж Вантонгерло и некоторые другие. Позднее к ним примкнули Константин Бранкузи, Эль Лисицкий, Джино Северини и Жан Арп.

Через журнал члены группы транслировали принципы и философию неопластицизма – направления абстракционизма, отторгавшего любые фигуративные элементы и стремящегося, по выражению Мондриана, к «выражению чистой пластики». Неопластицизм аскетичен и использует минимальное количество цветов: ахроматические, красный, жёлтый и синий. Догматичная палитра объясняется необходимостью «абстрагирования от естественного цвета в первоначальный цвет». Эта идея была позаимствована у философа и математика М.Г. Шунмакерса, предложившего ограничиться тремя красками в книге «Новый образ мира». Объём и изгибы изгнаны, допускаются лишь базовые геометрические формы – линии и точки. Мондриан, скрупулёзно разрабатывавший и шлифовавший свою теорию на протяжении всей жизни, призывал отказаться от всех форм выразительности в пользу «чистой» обобщённой формы.

Журнал «Стиль» был оформлен всецело в соответствии с эстетическими принципами группы. Реклама присутствовала только на внутренней стороне обложки, минималистичные иллюстрации были выполнены в мондриановской цветовой гамме. Подсчитано, что Мондриан обеспечивал порядка 70 % содержания ранних выпусков журнала. Он наконец-то получил возможность опубликовать все свои теоретические изыскания, начиная с 1909 года.

В 1919 году в Париже был опубликовано сочинение Мондриана «Неопластицизм», где подробно изложены основные тезисы. «Я выстраиваю линии и цветовые сочетания на плоских поверхностях, чтобы вполне осознанно передать общее представление о красоте», — писал Мондриан. Он верил, что при помощи простейших, но выверенных форм он сможет наиболее точно отразить вселенскую гармонию. Его тщательно продуманные композиции не имеют центра и буквально принуждают зрителя воспринимать картину в целом, не сосредоточиваясь на какой-либо детали или области полотна. Горизонтальные и вертикальные линии создают впечатление равновесия, но равновесия динамического. Несмотря на эмансипацию цвета в неопластицизме, с точки зрения художника именно форма определяет цвет: чем напряжённее линия, тем интенсивнее оттенок. Прямая линия сообщает цвету максимальную определённость.

В свою живопись Мондриан закладывал определённое социальное послание. «Прояснение идеи уравновешенности средствами живописи имеет огромное значение для человечества, — утверждал он. — Визуализация этой идеи должна показать, что, хотя человеческая жизнь в настоящее время обречена на хаос, она, тем не менее, в глубине своей основывается на уравновешенности. Люди поймут, что со временем уравновешенность и гармония смогут все более и более полно жить в нас».

В 20-е годы имя Мондриана уже у всех на слуху, его картины раскупают американские коллекционеры и попадают на престижные выставки. В 1926 году «Анонимное общество» — американская организация, возглавляемая Кэтрин Дриер, Марселем Дюшаном и Ман Реем – приобретает несколько работ Мондриана и организует выставку в Бруклине.

Комментировать
0
696 просмотров
Это интересно

Русские никогда не жили в избах Занимательные факты
197 комментариев