В России до 19 века дороги мостились булыжником, так называемые булыжные мостовые, или ничем – просто хорошо утрамбовывали землю. Однако каменные мостовые крайне неудобные – шумные, пассажиров сильно трясет, скользкие.
А в первой половине 19 века появляются торцевые мостовые. Дороги начали мостить шестигранными деревянными болванками – торцами. Данный вид дорожного покрытия придумал русский инженер Гурьев.
Для начала в Петербурге замостили две улицы в качестве эксперимента, который оказался очень успешным. Потом весь Невский проспект покрылся торцевой мостовой. И вплоть до 30-х годов 20-го столетия в том же Петербурге дороги были деревянными.
Данную технологию на вооружение взяли и другие страны, в том числе Франция и Англия.
Какие же преимущества такой мостовой? Во-первых, она тихая – экипаж проезжает почти бесшумно. Во-вторых, проста в мощении – материала много.
Как же мостили такие дороги? Очень просто. В России в основном использовались болванки из сосны – мягкой древесины – меньше раскалывались. Между торцами заливали битумом или смесью вара с антраценовым маслом и засыпали песком. Такое дорожное покрытие служило 3-4 года. По краям мостовых все заливали смолой или глиной, так как дерево имеет свойство расширяться, чтобы конструкция не разваливалась.
Но были и недостатки у торцевых мостовых. Дерево впитывало все запахи, в том числе конский навоз. Торцы вечно воровались ушлыми гражданами для топки печей. И в городах, где бывало наводнение, они просто всплывали.
Ради исторической правды, следует отметить, что в Москве также были деревянные мостовые и ранее. Однако они делались не из торцов, а из цельного дерева и были неудобными, так как были неровными.
Читать еще