Высотка у Красных ворот строилась с отклонением в правую строну на 160 мм. И это было очень оригинальное решение советских архитекторов и конструкторов.
Причина такого инженерного решения
В это время задумывалось строительство двух объектов: один над землей – высотка министерства путей сообщения и под землей – станция метро «У Красных ворот». Причем оба объекта строились одновременно, поскольку поджимали сроки. Вход на станцию метро располагался непосредственно в здании сталинской высотки. И очевидно, что без фундамента – с глубокой дыркой в земле – тяжело строить на поверхности высотное здание. А рыть котлован с другой стороны для входа в метро было невозможно, так как были бы перекрыты оживленные магистрали в центре Москвы. Кстати, самая большая пробка в столице образовалась уже в январе 1931 года – стоял весь центр. Поэтому было принято оригинальное решение – заморозить грунт под зданием.
Метод замораживания грунта
Вокруг здания вырыли 270 скважин по 27 метров в глубину и подключили их к замораживающим станциям. И данные станции с помощью насосов гоняли для охлаждения соляной раствор. Таким образом здание получило опору, сократило размеры строительной площадки. Но, как известно, при замораживании тел они расширяются, а в грунте были и песок, и вода, и глина. Поэтому если построить высотку строго вертикально, то при оттаивании грунта она могла бы наклониться в другую строну.
Наклон здания
Поэтому конструктор Абрамов вместе с архитекторами принял решения строить с наклоном в 160 мм. То есть металлический каркас здания начали возводить именно с таким отклонение от вертикальной оси. И после завершения работ и оттаивания грунта высотка должна была вернуться в нормальное положение. Но строителям выматывали нервы бдительные граждане.
Жители Москвы на страже порядка
Люди видели, что здание строится криво, поэтому начали писать жалобы на строителей во все инстанции, а это 1947-1951 годы. И разработчикам не раз приходилось отчитываться перед вышестоящим начальством, что все нормально. Хотя и строителей посещали тревожные мысли, а не выйдет ли у них новая Пизанская башня, ведь такой масштабный проект с этой технологией выполнялся впервые.
Результаты строительства
После разморозки грунта высотка у Красных ворот постепенно приняла вертикальное положение, но потом все же накренилась в противоположную строну. Но текущее отклонение некритичное, в пределах допустимого. Здание и метро сейчас функционирую совершенно нормально, а прошло уже почли 70 лет.