Русские избы

Русские избы

Русские избы
СОДЕРЖАНИЕ
0
94 просмотров
08 января 2021

Внутреннее убранство русской избы (11 фото)

Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное устройство, планировочная структура русской избы и внутреннее ее убранство выработаны на протяжении тысячелетий.

Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас

Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы).

Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники — небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.

У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках — расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки — подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах — брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, — всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

Небо

Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).

Сознание носителя традиционной культуры предполагало не только наличие солнца и совершаемого им пути по небу, но и само небо, как вместилище воды. «Хляби небесные», извергающие по мнению наших предков дождь, грозы, молнии, – нечто иное, отличное от небосвода, вместилища светил: солнца и звезд. Волнистые, прямые и пересекающиеся линии, узорчатые орнаменты из городков, сливающиеся в волны, подобно струям дождя разливаются по причелинам, плывут в два-три ряда, перемежаемые маленькими кружками – каплями дождя, ниспадают на землю, орошая ее, оплодотворяя. И где земля, там урожай. Где урожай, там человек. Где человек, там и дом, изба – микрокосм в макрокосме, точная копия оригинала, защищенная и освещаемая солнцем, увлажненная дождями, изобилующая урожаями.

Строительство русской избы

Перед строительством избы большое внимание уделялось месту, где будет воздвигаться новое жилище. Так, например, хорошо освещенное место на возвышенности считалось самым благоприятным

А неудачными местами являются места бывших захоронений людей, дороги и территории, где раньше располагалась баня.

Немаловажную роль в строительстве играл и выбор материала для строительства. Считалось, что лучшими породами для строительства являются сосна, ель или лиственница. Но мало уметь выбрать породу. Возраст деревьев также важен. С одной стороны идет отсылка на поверья, а с другой понимание свойств и особенностей каждой породы и возраста деревьев:

 Так, например, нельзя использовать в строительстве сухие деревья. Так как они являются мертвыми. Также не использовались в строительстве деревья, росшие на перекрестках дорог. Их называли “буйными”. Считалось, что они могут разрушить сруб.

 Подобрав необходимый материал, начиналось строительство дома. Сегодня основой любого сооружения является фундамент. Но изба может устанавливаться и без фундамента. Например, приехав в какую-то деревню и увидев два рядом стоящих дома, незнающий человек может подумать что стоят совершенно одинаковые избы. Но на самом деле окажется, что один установлен на фундаменте, а второй на дубовых колоннах. При строительстве избы в качестве основы можно использовать временные подкладки (1), что в дальнейшем позволит установить фундамент. Далее устанавливается сруб. Сруб — это основная конструкция здания, состоящая из уложенных бревен. Один ряд прямоугольно уложенных бревен называется венец.

Бревна между собой соединялись замковым соединением. На Руси использовали 2 основных способа соединения бревен:

  • в обло — в виде чаши с выступающими краями
  • в лапу — чистый угол без выступов

 Для утепления в замковые соединения укладывается льняная пакля или мох. Их же можно уложить между бревен для обеспечения большего удержания тепла в избе.

Чем больше венцов у здания, тем выше будет изба. Первым венец сруба называется окладной (2). Для него берутся самые большие бревна. Далее идет основной венец (нижняя обвязка) (3), в который врезаются лаги (4). Лаги используются для укладки пола. Венцы от нижней обвязки до начала оконного проема принято называть подоконными (5). Далее идут оконные венцы (6). Когда же окна заканчиваются, начинают укладываться надоконные венцы, первым из которых называется замыкающий венец (7). 

Следующий этап строительства — установка крыши. В первую очередь устанавливается основа крыши — верхняя обвязка. Она состоит из верхних прогонов (8) и подстропилин (9).  На которые устанавливаются стропила (10), являющиеся каркасом для установки кровли. Если планом предусматривается установка веранды, то перед установкой верхних прогонов ставятся верандные столбы (11). 

После установки стропил остается установить кровлю. Для этого на стропила устанавливаются слеги, к которым в дальнейшим будет крепиться кровля. Основным преимуществом подобных крыш является то, что замена отдельных элементов кровли не требует полного разбора. Кровля позволяет быстро заменить одну испорченную доску. 

На вершине избы устанавливался охлупень. Также его называли конёк или князёк. Он соединял 2 стороны кровли. Его установка позволяла избежать перекоса избы, поэтому он считался одним из важнейших элементов в строительстве. Охлупень, установленный на крыше, означал скорое завершение строительства:

Когда кровля была готова, приступали к установке причелин. Причелины — это боковые доски, удерживающие кровлю по бокам. Кроме этот они защищали пространство под кровлей от попадания снега. Более современные избы используют причелены для сокрытия торцов бревен. 

Последним этапом строительства является установка резных элементов. Одним из таких является наличник на окнах. Их установка означает то, что изба ждет своего хозяина. Резное крыльцо и причелины — также являются символом завершения работы. 

Особенности строительного процесса

Строить дом могли на сваях, фундаменте или просто на земле. Устанавливали сруб, соединяя бревна в единую конструкцию при помощи «замка». Способов было всего два:

  1. В лапу. При этом угол остается чистым, на нем нет выступов.
  2. В обло. На местах соединения были видны края бревен. Они выступали в виде чаши.

Чтобы не допускать потери тепла, во время укладки бревен в замковые соединения помещали мох или льняную паклю.

Высота готового дома зависела от количества венцов – слоев бревен. В последнюю очередь устанавливают крышу. Последовательность действий такова:

  1. Делают верхнюю обвязку.
  2. Устанавливают стропила.
  3. Крепят слеги.
  4. Укладывают кровельный материал.
  5. Устанавливают причелины – доски, которые удерживают крышу по бокам.

Изба

Изба-связь. Две клети-избы связаны в середине сенями. Этнографический музей народов Забайкалья

Резьба по дереву в оформлении внешнего угла дома в Санкт-Петербурге (Невский район)

Клеть с печкой — уже изба. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница) или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, то есть установленные прямо на земле. Кроме печи, в избе располагались лавки вдоль стен, в центре располагался обеденный стол. Неотъемлемым элементом избы считались сундуки (для одежды и утвари). На стенах помещались полки. Очень поздно (XIX век) в интерьер избы вошли стулья и шкафы.

Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины — предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми — их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами — летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью — сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот или устраивалась кладовая.

У богатых людей избы белые — с дымоходом.

Современное строительство и русские избы

Как и несколько веков назад, русская изба-пятистенок в наше время строится по неизменному принципу и теми же приемами.

Но сохраняются не только старые традиции, а применяется и что-то новое. Например, изменилась конструкция и материал покрытия. Если посмотреть фото избы-пятистенки, построенной в настоящее время, сразу же видно, что в качестве кровельного материала теперь используются современные покрытия. И это правильно: железо, черепица, шифер – более надежные, способные защитить дом от любых осадков, ветров, что значительно удлиняет срок действия деревянного сооружения. Кроме того, дерево обрабатывается антикоррозийными веществами.

Из чего делают современные причелины?

Тут многое зависит от всей архитектуры строения и использованных стройматериалов. В особенности, можно повстречать такие варианты:

  • Древесина. Подобные элементы дают почти что безграничную творческую свободу – материал удобный в отделке. Чтобы причелина служила очень долго, можно применять дуб или бук. Эти сорта владеют большим прочностным запасом, но труднее поддаются отделке. Липа, клён или ольха более податливые породы дерева, но спустя пару лет доску нужно будет менять.

  • Металл. В большинстве случаев применяется листовое железо, которому придают необходимую форму и красят. Сразу уточним, что для зданий из дерева этот вариант не подходит, благодаря этому используется для зданий обшитых сайдингом.

  • Древесноволокнистая плита средней плотности. Причелины из данного материала нечасто можно встретить, но привлекают взгляды рабочих демократической стоимостью и обычностью обработки. Однако волокнистая плита неспособна противиться влаге, благодаря этому будет служить недолго.

  • Пластик. Почти что вечный материал, стойкий к любым влияниям внешней среды. Однако пластиковые детали очень хрупкие, благодаря этому даже маленькая динамическая нагрузка может привести к образованию трещин и сколов.

Напомним, что даже строения из кирпича имеют причелины. Это рельефное обрамление фронтальной части кровли, которое заходит под скат. Подобные элементы в большинстве случаев исполняют из гипса или цементно-известковых смесей.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Русская печь

Интерьер избы славян сложно представить без печки. Ее использовали для обогрева помещений, приготовления еды, отдыха и проведения гигиенических процедур. Наверх вели небольшие ступеньки, в стенках печи делали миниатюрные выемки для хранения домашней утвари. Топку оснащали заслонками из железа.

Устройство «сердца» избы было уникальным и одновременно функциональным. Печку размещали в центральной зоне дома, с левой или правой стороны от входа. Ее считали главным украшением и достояния жилища.

Научно доказано, что пища, приготовленная в печи, является самой полезной, поскольку сохраняет все питательные вещества и витамины. С отопительным прибором связано огромное количество приданий и традиций.

Древние славяне верили, что на печи облюбовал себе местечко домовой. Сор никогда не выносили из избы, его сжигали. Таким образом, наши предки сохраняли энергию в пределах жилища, что способствовало повышению благосостояния семейства.

В некоторых регионах печь применяли для проведения банных процедур и лечения тяжелых недугов. Древние лекари утверждали, что от серьезной болезни можно избавиться, просто полежав пару часов на прогретой полати.

Особенности традиционной вышивки

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

  • отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке. Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
  • использование только натуральных тканей и нитей. Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
  • настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.

Важно: в одном изделии следует использовать не только сочетающиеся цвета, но и сочетающиеся символы.

Причелина, узнайте что это такое. Фото элементов древнерусской избы

Современное строительство часто возвращается к древнему зодчеству. Если детально изучить старинную архитектуру, особенно деревянные избы, можно увидеть огромное количество резных узоров, которые обрамляют буквально все элементы здания. Любопытно, но это не просто декоративные украшения, а вполне функциональные детали, предназначенные для решения конкретных задач.

Кроме этого, каждой части здания и даже резьбе, наши предки придавали определённое значение, и даже мистический смысл. Одним из обязательных элементов зодчества является причелина, которую мы рассмотрим более детально.

Как нарисовать красный угол, убранство русской избы для 5 класса, поэтапно?

Окружающий мир. Изо. Рисование. 5 класс. 1-2-3-4 классы.

Как выглядит русская изба изнутри?

Мастер-класс по рисованию интерьера русской избы, видео-урок, части внутри избы.

Рисование избы легко, поэтапное рисование.

Построение избы, построение красного угла в избе, построение внутреннего убранства избы. Примеры работ. На фото рисунок по теме: Красный угол в избе, с образцами, оберегами, рушниками.

Прежде, чем приступить к рисованию, необходимо посмотреть фотографии и рисунки избы, ее убранства, красного угла. Можно ознакомиться с материалами в Интернете, например, чтобы иметь понятие об этом. Красный угол всегда расположен по диагонали с русской печкой, обычно с восточной стороны.

Несколько изображений избы:

Далее на альбомной листе делаем набросок избы так, чтобы изобразить красный угол. Безусловно, на листе рисунок может быть расположен так, как удобно ребенку, хоть по вертикали, хоть по горизонтали. Рисовать начинаем с квадрата, либо с прямоугольника. Рисуем их два (один поменьше внутри большого прямоугольника), чтобы изба получилась объемной. Таким образом:

Рисуем окна, оформляем красный угол образами (он ими и красен!). Можно так же нарисовать русскую печь, стол, лавочки, прялку, детскую колыбель. Эти предметы присутствовали в каждой крестьянской избе. Красиво будет смотреться стол с самоваром и деревянной посудой.

Давайте для начала мы узнаем как выглядит и как рисовать русскую избу снаружи, её внешнее убранство, а потом уже приступим к внутреннему убранству избы. Как нам поэтапно нарисовать русскую избу снаружи, это вы узнаете здесь : как нарисовать окно с узором и наличниками в старину, карандашом, красками. Там вы найдёте поэтапное рисование и объяснение. Вот вам наглядный пример.

Чтобы нарисовать Красный угол убранства русской избы нужно сначала узнать что это такое и где Красный угол располагается в избе. Красный угол — это правый угол избы, в котором находились образа и люди, которые входили в избу, первым делом, всегда смотрели в правый угол и крестились на образа, а после этого уже говорили о своих делах. Рисовать Красный угол нужно начинать с рисования объёмной формы горницы, то есть сделать рисунок в трёхмерной проекции, нарисовать потолок, пол, стены. Затем нужно нарисовать печку, стол, скамью и в правом Красном углу нарисовать образа, украшенные вышитыми рушниками и лампадку. Добавить к рисунку можно различную утварь в виде кринок и горшков, ухват у печки, а так же ещё можно нарисовать люльку для ребёнка, которая подвешена к потолку и ещё можно нарисовать прялку ан которой сучили из кудели шерстяную нить.

Информация для посетителей

Адрес музея «Щелоковский хутор» («Щелковский хутор»): Нижний Новгород, ул. Горбатовская, 41.

Стоимость билетов: 100 рублей для взрослых, 80 рублей для льготных категорий граждан, 50 рублей для школьников, для дошкольников — бесплатно. Фотографирование строений музея включено в стоимость билета. Фотосессии (свадебные и другие) оплачиваются отдельно.

Сайт “История и путешествия”, 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Из чего делают современные причелины?

Тут многое зависит от всей архитектуры строения и использованных стройматериалов. В особенности, можно повстречать такие варианты:

Древесина. Подобные элементы дают почти что безграничную творческую свободу – материал удобный в отделке. Чтобы причелина служила очень долго, можно применять дуб или бук. Эти сорта владеют большим прочностным запасом, но труднее поддаются отделке. Липа, клён или ольха более податливые породы дерева, но спустя пару лет доску нужно будет менять.

Металл. В большинстве случаев применяется листовое железо, которому придают необходимую форму и красят. Сразу уточним, что для зданий из дерева этот вариант не подходит, благодаря этому используется для зданий обшитых сайдингом.

Древесноволокнистая плита средней плотности. Причелины из данного материала нечасто можно встретить, но привлекают взгляды рабочих демократической стоимостью и обычностью обработки. Однако волокнистая плита неспособна противиться влаге, благодаря этому будет служить недолго.

Пластик. Почти что вечный материал, стойкий к любым влияниям внешней среды. Однако пластиковые детали очень хрупкие, благодаря этому даже маленькая динамическая нагрузка может привести к образованию трещин и сколов.

Напомним, что даже строения из кирпича имеют причелины. Это рельефное обрамление фронтальной части кровли, которое заходит под скат. Подобные элементы в большинстве случаев исполняют из гипса или цементно-известковых смесей.

Основные полотенца, которые использовались в жизни русского человека.

Полотенца (утраченные традиции русского народа).

Рассмотрим основные полотенца, которые использовались в жизни русского человека.

Полотенца и рушники были:

1. Для свадебного обряда и изготовлялись с определенными условиями в зависимости от:

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики).

б) вероисповедания: православные; мусульмане; язычники.

в) Семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более); вдова.

2. Сватовские полотенца изготовлялись с определенными условиями в зависимости от:

а) социального положения: купечество; мещан; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики).

б) вероисповедания: православные; мусульмане; язычники.

в) Семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более); вдова.

3. Крестильные полотенца (мужские и женские) изготовлялись с определенными условиями в зависимости от:

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики).

б) вероисповедания: православные.

4. Поминальные полотенца и изготовлялись с определенными условиями в зависимости от:

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики и черное: монашествующие);

б) вероисповедания: православные; мусульмане; язычники;

в) Семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более); вдова.

4. Погребальные полотенца и изготовлялись с определенными условиями в зависимости от:

б) вероисповедания:- православные;

в). Семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более) и вдова.

5. Иконные полотенца (домовой церкви) изготовлялись с определенными условиями: для иконы Иисуса, Богородичное; Ангела хранителя (мужское и женское).

7. Иконные полотенца (приходской церкви) изготовлялись с определенными условиями: для иконы Иисуса; Богородичное; Ангела хранителя (мужское и женское)

8.Подарочные полотенца изготовлялись с определенными условиями в зависимости от:

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики);

б) вероисповедания: православные; мусульмане; язычники;

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики);

б) вероисповедания: православные; языческие.

в) семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более) и вдова.

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики);

б) вероисповедания: православные; языческие.

в) семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); замужняя, старая дева (25 лет и более) и вдова.

11. Полотенца бытовые изготовлялось по определенным условиям:

а) социального положения: купечество; мещане; крестьяне; духовенство (белое – священники, диаконы и псаломщики и черное – монашествующие);

б) вероисповедания: православные; языческие.

в) семейного положения: девица несовершеннолетняя (до 18 лет); девица совершеннолетняя (от 18 лет до 25 лет); старая дева (25 лет и более) и вдова.

При изготовлении изделия необходимо учитывать, следующие параметры.

Какой материал необходим для изготовления изделия? Какими нитками вышивать (какого цвета)? Какой рисунок необходимо нанести на ткань?Какай размер (ширина и длина) должен быть изделия?

Комментировать
0
94 просмотров
Это интересно

Русские никогда не жили в избах Занимательные факты
197 комментариев