Современные промыслы России
Современные народные промыслы активно развиваются. Сегодня на выставках и ярмарках можно увидеть самые разнообразные изделия, поделки и картины. Направления современного искусства очень разные, сюда можно отнести:
- визуализацию с помощью лампочек;
- электронные композиции;
- фотографию;
- флеш-мобы;
- скульптуры и инсталляции и др.
Современный народный промысел трудно назвать единым, талантливые мастера занимаются тем, что у них хорошо получается. Если несколько веков назад можно было только рисовать или лепить из глины, то теперь возможностей проявить себя гораздо больше. Но, несмотря на это, основы живописи и росписи изучают именно по изделиям старинной самобытной России. Традиции российских мастеров во многих городах живут и до сих пор.
В завершение хотелось бы перечислить оставшиеся направления народного творчества, о которых в этой статье не было рассказано:
- городецкая роспись;
- федоксинская миниатюра;
- оренбургские пуховые платки;
- вологодское и елецкое кружево;
- матрешка;
- карпогольская, абашевская и филимонская игрушки;
- скань;
- каслинское литье.
Традиции наших чудотворцев, живописцев и мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные русские народные промыслы продолжают развиваться. Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, самому попробовать себя в этом нелегком деле можно в художественных школах и центрах развития.
Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Шкатулка. Скань
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Казаковская филигрань. Шкатулка
Центрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Дымковская русская народная игрушка
Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.
Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»
В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.
Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.
Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:
- Индюк — красочный, словно павлин.
- Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
- Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
- Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
- Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
- Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.
Дымковская русская народная игрушка
Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.
Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.
Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.
Материалы:
Народные художественные промыслыhttp://mezenart.ru/prom-i-rem/2012-12-23/46-new1.html
Артели в СССРhttps://pikabu.ru/story/malyiy_i_sredniy_biznes_arteli_i_kooperativyi_v_sssr_4340869
Артели в СССРhttp://kudavlozitdengi.adne.info/arteli-v-sssr/
Народные промыслыhttps://www.kommersant.ru/doc/3320494
Куда уходят народные промыслы?http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/kuda-uhodjat-narodnye-promysly.html
Тенденции развития НХПhttps://cyberleninka.ru/article/v/analiz-i-perspektivy-razvitiya-predpriyatiy-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-rossii-na-primere-nizhegorodskoy-oblasti
Художественные промыслы вымираютhttp://www.pitert.ru/news/khudozhestvennye-promysly
История развития народных промысловhttps://lektsii.org/3-18334.html
Народные промыслыhttps://www.liveinternet.ru/users/sanur/post335367489
Народные промыслы — достояние Россииhttps://iz.ru/news/658912
Народные художественные промыслыhttp://ppt.ru/news/71810
Основные виды промысла
Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.
Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.
И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.
В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи:
- мезенская;
- хохлома;
- гжельская;
- жостовская;
- федоскинская;
- городецкая;
- палех;
- северодвинская;
- прикамская.
Сегодня все эти виды и школы русской народной росписи существуют, так как есть мастера, которые сумели сохранить старинную манеру и технику. Их товар популярен, часто покупается в качестве подарка или как сувенир на память. А много ли мы знаем об истории, просто покупая красивую вещь?
Необходимые инструменты и приспособления
Художественная роспись в России
С древних времен на Руси расписывали продукция из дерева, металла. Оригинальными узорами и замысловатыми сюжетами украшали детские игрушки, мебель и прочие предметы быта. В разных регионах имелась собственная технология нанесения рисунка.
Городецкая роспись
Родина промысла – Поволжье. В небольших поселениях Нижегородской губернии нашлись настоящие умельцы данного ремесла. Деревушки раскинулась неподалеку от крупного населенного пункта под названием Городец.
Здесь регулярно проходили выставки и ярмарки, на которых мастера продавали собственную продукцию. Отсюда и пошло название ремесла.
Полховско-Майданская роспись
Искусство зародилось на юге Нижегородской области. В маленьком поселке Вознесенское деревушке Крутец и населенном пункте Полховский Майдан находился центр промысла. Впервые роспись из-под рук местных умельцев появилась сто лет назад.
Промысел формировался на базе развитого в тех окрестностях токарного дела. В качестве «объекта» для обработки умельцы брали матрешек, детские игрушки, пасхальные яйца. |
Цветовая гамма была ограничена несколькими оттенками: зеленый, синий, желтый, красный.
Палехская роспись
Возникла относительно недавно, во времена СССР. Однако корни промысла находятся в глубокой древности. Благодаря шедевральным работам местных умельцев небольшое поселение в Ивановской области обрело мировую известность.
Палех помимо росписи может похвастаться миниатюрами и иконописью. Отличительная черта изделий – живописцы создают не простые орнаменты, а вырисовывают настоящие сюжеты с особым смыслом. Все детали в композициях прописаны до мелочей.
Роспись Жостово
Промысел зародился в 1825 году. Мастера специализировались на лаковой росписи подносов. На сегодняшний день подобный продукт производят только в Жостово и Нижнем Тагиле. Характерная особенность изделий – большое количество разнообразных оттенков и реалистичность всех элементов композиции.
Гжель
Искусство зародилось в одноимённом городке. Основная часть орнаментов выполнена – цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон.
Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины.
Хохлома
Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья.
Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память.
Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства. |
Ремесла Древнего мира
Посуда Древней Греции
В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.
Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.
Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.
Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.
Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом
Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию
Основное о ремеслах Древнего мира:
- постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
- городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
- ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
- бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
- в это же время возникло стекольное производство;
- в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).
В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.
Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Оренбургский пуховый платок
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Крупнейший оренбургский пуховый платок в России
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
История ремесла
Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.
Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.
В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.
С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).
Кузнечное дело
Кузнечное ремесло — это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.
Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов — копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.
В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.
Матрешка
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже
Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам
Русская матрешка
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Матрешка
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
Болевые точки
Специалист отмечает, что запрос на перемены есть у самих мастеров, ведь зачастую им просто некому передавать свои знания, так как молодежь не идет в эту сферу. Всего Баранов выделяет три основные проблемы отрасли на сегодня.
«Первое — это, конечно, разобщенность всех НХП (народно-художественных промыслов. — Прим. ред.). Более того, в рамках одного НХП — гжель, например, — не единое сообщество, а пять-семь предприятий, которые делают каждое свою историю, друг на друга особо не смотрят. Кооперация нарушена, они не работают на единый образ гжели, каждый пытается придумывать свою гжель. Такая борьба за выживание. На самом деле из-за того, что в 1990-е многие связи были нарушены, на НХП это тоже сказалось, выживали кто как мог», — объясняет Баранов.
Вторая болевая точка народных промыслов — отсталость материально-технической базы. «Современные технологии позволили бы мастерам работать быстрее и эффективнее», — считает эксперт.
«Понятно, что многие НХП завязаны на ручном труде, на ручном воспроизведении, но здесь никто не отменял такие вопросы, как эргономика, эксплуатация. Грубо говоря, многие изделия отсталые. Вот у меня знакомый приехал в Гжель, говорит: «Хочу купить чашку, беру — ручка неудобная». А никто не задумывается об этом. Ничего изобретать не надо, есть некая, условно говоря, технологическая карта. У нас же происходит как обычно: что-то делают и только потом в последний момент думают, как это продать. Поскольку делают художники, вроде как люди творческие. Очень мало художников действительно развиваются и следят за трендами. Считают, что надо что-то сохранять, а в итоге стоят на месте. Конечно, тут две крайности — наследие, традиции, преемственность, код (культурный. — Прим. ред.), безусловно, но это же не просто музейные экспонаты, это утварь, это быт, и конечно, нужно расширять линейку, делать ее более функциональной и повседневной», — пояснил Баранов.
Современные выставки народных промыслов
Сейчас главное для многих русских ремесел и мастеров – продолжать развиваться. Популярность – это ключ к успеху. Ведь чем больше людей знает и ценит ремесло, тем лучше, тем больше заказов получают мастера.
Кроме того, изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. Это не только интересно и познавательно, но и очень весело, особенно для маленьких детей. Ведь практически в каждом нашем изделии используются яркие краски, смешные рисунки с забавными персонажами.
Как правило, местах, где сосредоточено производство тех или иных поделок проводятся ежегодные ярмарки-выставки. Именно сюда мастера приносят свои лучшие изделия для демонстрации и продажи.
Наиболее известные и интересные сегодня ярмарки:
- Выставка народных промыслов «Ладья». Она проходит в Нижнем Новгороде каждый год. Здесь представлены художественные промыслы не только местных мастеров, но и лучших умельцев России. Проходит это мероприятие в середине декабря.
- Этномир – мастера и ремесла. Проходит эта выставка в Калужской области в сентябре. На ней собираются лучшие мастера России и мира. В рамках данного фестиваля также проводятся очень интересные и познавательные мастер-классы для всех желающих.
Соловецкая ярмарка ремесел. Это ежегодное событие в Архангельской области посещают мастера из Ярославля, Костромы, Москвы, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода и других мастеровых городов и сел. Особенно ценятся посетителями народные промыслы – хохлома, игрушки и гжель.
Кроме данных ярмарок, есть еще множество других, которые собирают огромное количество людей и способствуют возрождению уже давно забытых народных ремесел.
Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
Источник
Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.
Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.
В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.
То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.
Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.
Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.
Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.
Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.
Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.
Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:
Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?
В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.