Отделка — «за» и «против»
Одним из самых распространенных облицовочных материалов в наше время является вагонка. Широким спросом данный вид покрытия обязан своим очевидным положительным качествам, которыми другие материалы отделки похвастать не могут.
Из очевидных плюсов выделим следующие:
- Доступность деревянного отделочного материала;
- Исключительная экологичность;
- Внешняя притягательность. В связи с широким диапазоном пород и цветов, а также с разнообразностью текстур, можно моделировать практически любой дизайн;
- Превосходные теплоизоляционные и звукоизоляционные качества;
- Долгий срок эксплуатации. При должном уходе отделка вагонкой может прослужить более 50 лет, не потеряв свои эстетические качества и долгое время радуя глаз;
- Удобство и легкость установки. Наличие шипа и паза значительно ускоряют процесс монтажа. А главное – совсем не обязательно быть профессионалом для осуществления такой отделки;
- Легко осуществляется дополнительное декорирование другими материалами;
- Широкий разброс в размерах. Это превосходно способствует оптимальному подбору варианта для облицовки требуемых площадей.
Но, наряду с положительными характеристиками, стоит упомянуть и о минусах, они, конечно, сравнительно немногочисленны, но присутствуют:
- При эксплуатации очень велика вероятность деформации. Но во многом это зависит от выбора материала, который будет использоваться в том или ином случае;
- Очень чувствительна к влиянию влаги, а также, при температурных перепадах, может вести себя непредсказуемо
В момент, когда вы решили приобретать облицовочный материал, вам следует четко решить, в каких условиях он будет эксплуатироваться. В помещениях с высокой влажностью стоит применять профиль хвойных пород, предварительно обессмоленных, например, в предбанниках, а также, как наружное покрытие. Для помещений с низкой влажностью превосходно подойдут панели, изготовленные из лиственных пород дерева.
Сразу же стоит определиться и с размерами. В частности, длина и ширина вагонки деревянной – очень важный показатель. По этой причине следует знать, какое помещение вы собираетесь обшивать, если площади не большие, то стоит остановить свой выбор на коротких и не широких панелях. В то время как для больших комнат гораздо более подходят длинные и широкие профиля.
Стандартные размеры
Интересно, что на размеры деревянной вагонки влияет и порода деревьев. На практике чаще других для изготовления этого материала используют такие породы, как сосна, лиственница, кедр, липа, ольха, дуб, осина. Виды породы влияют и на разницу стоимости материала из них. Если правильно произвести все расчеты, то не будет переплаты за купленные объемы вагонки.
Ниже будут даны основные данные доски-вагонки: ширина, длина, толщина. Знание этих размеров дают возможность выбрать оптимальное количество досок вагонки.
Есть некоторые отличия по сортам:
Осина
Вагонка из осины чаще всего находит применение в отделке бань, саун, хананей. Изготовляется и поставляется на рынок российскими и европейскими предприятиями. Для импортной продукции характерны повышенные требования к качеству, условиям по влажности, размерам. Все требования заложены в стандарте Евросоюза DIN 6.
Наши ГОСТы менее требовательные по качеству, поэтому материал немного дешевле, но по размерам оба стандарта совпадают:
- толщина: 12 – 40 мм;
- ширина: 76 – 200 мм;
- длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум).
- толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (евровагонка — 12.5 мм);
- полезная ширина: 88 мм;
- общая ширина (габарит);
- длина: от 1000 мм до 3000 м.
Дуб
Дубовая вагонка отличается прочностью, износостойкостью, красивой и благородной текстурой. Отделанные вагонкой из дуба жилые и служебные объекты отличаются натуральной привлекательностью.
Стандартные размеры такой вагонки:
- толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (иногда бывает — 14 мм или 12? 5);
- ширина: от 50 до 108 мм (определяется производителем);
- длина: от 1000 мм до 3000 мм. (наиболее часто 3000 мм, 2700 мм, 2500 мм, 1800 мм.
Сосна
Из сосновых заготовок производят основную массу вагонки. Легкость ее обработки и хранения при низкой цене делают материал доступным большинству покупателей.
Габариты сосновой вагонки:
- толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (популярны — 13 мм, или 12.5);
- ширина: от 50 мм до 108. (определяется на производстве);
- длина: от 500 мм до 3000 мм. (предпочтительные – 3000 мм, 2000 мм, иногда до 6 метров).
Лиственница
Наряду со стандартными размерами обычной вагонки, на предприятиях могут производить и вагонку с данными, отличными от стандартов. Тем не менее, стандартные показатели чаще применяются в строительной практике.
Стандарты деревянной вагонки:
- толщина: 12 – 40 мм;
- ширина: 76 – 200 мм;
- длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум);
- размер шипа: 4-5 мм.
Стандарты евровагонки деревянной:
- толщина: 13, 16, 19;
- ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
- длина: 0,5 м – 6 000 мм;
- размер шипа: 8-9 мм.
Допустимые отклонения:
- толщина: 0,7 мм;
- ширина: 1 мм;
- длина: +/- 5 мм;
- размер шипа: +/- 0,5 мм.
Простая доска типа вагонки имеет достаточно большой спектр параметров, ее толщина находится в пределах от 1,2 до 2,5 см, ширина – от 8 до 15 см, длина – от 60 см до 6 м.
Стандарт ЕС ограничен по толщине и ширине – 12,5х96 мм и использует 4 значения длины:
- 2,1 м;
- 2,4 м;
- 2,7 м;
- 3 м.
На Российских предприятиях могут варьироваться и другие варианты размеров для массового применения: толщина – 1,3; 1,6 и 1,9 см при ширине – 8, 10, 11 и 12 см, длина же ограничена до 6 метров.
Иногда по отдельным заказам производители делают и вагонки с конкретными размерами (толщина – 20 мм, ширина – 120 мм, 125 мм, 140 мм). Доски евровагонки проходят камерную сушку, поэтому выдерживается стандартная влажность материала, которая должна находиться на уровне 10-15%. Обычные доски вагонки до такой влажности не доводят, и она остается на уровне, в 2 раза превышающем европейский уровень. Это влияет на качество, но удешевляет производство. Сушка в специальных камерах очень затратна по технологии и финансам.
Основной параметр, по которому можно сразу отличить евровагонку от обычной доски-вагонки, – размер шипа. В евровагонке он занимает 9% ширины доски (или 8 мм), в обычной доске-вагонке выступ короче – от 4 до 6 мм. В досках, изготовленных как вагонки по стандартам ЕС, делаются пазы с тыльных сторон для прохода воздуха. Это не дает образовываться конденсату и снимает внутреннее напряжение, которое может возникать при перепадах температур.
Отличие евровагонки от вагонки:
- Осуществляется четкое выполнение требований по качеству.
- Высушенные в камерах доски евровагонок имеют влажность, не превышающую 12%. В обычной вагонке такой показатель находится в пределах 15-28%.
- Наружная поверхность досок отшлифована и не требует дальнейшей обработки после облицовки.
- Каждый пакет с досками упакован в полиэтиленовую пленку.
- Канавок для вентиляции и отвода конденсата больше.
- Размер шипа евровагонки – 9 мм, обычной – 5 мм.
Советы
Для отделки бань советуют применять липовую, ольховую и осиновую вагонку. Основное видимое различие между ними: у осиновой и ольховой досок быстро появляются темные пятна вокруг забитого крепежа. Липа стоит дороже, но она прослужит дольше, не будет нагреваться и будет источать приятный запах.
Ниже собраны рекомендации специалистов, как оптимально выполнять отделку вагонкой из липы.
Перед началом работ вагонку необходимо в течение нескольких суток выдержать в теплом помещении.
- Строительные и ремонтные работы с деревянной отделочной доской лучше производить при плюсовой температуре на улице или в теплом обогреваемом здании.
- Обрешетку для доски лучше крепить в горизонтальном направлении через каждые полметра друг от друга. Ориентироваться можно по линиям, размеченным с помощью строительного уровня.
- Обрешетка под вагонку крепится горизонтально с шагом 40-50 см.
- Для парных принято использовать изделия, толщина которых не превышает 25 мм.
- Дизайн может быть любым, но для повышения срока службы отделки и ее меньшего смачивания вагонка должна быть набита диагонально или вертикально.
- Для повышения защитных свойств можно применить антисептические растворы для предварительной обработки.
- Для придания большего декоративного эффекта поверхность обрабатывают лаками и различными составами, предназначенными для работы в банях и саунах. Внимательно изучайте составы таких продуктов. Они должны быть экологичными и не выделять токсических веществ при нагревании.
- Если вы решили утеплить помывочные помещения, лучше всего подобрать материалы с функцией пароизоляции. Так вы убережете стены от гниения.
- Если в вашем распоряжении есть небольшая сауна или баня, выбирайте доски не длиннее 90 см. Они визуально расширят помещение.
В чем разница?
Стандартная древесная вагонка – это рядовая струганная доска из древесины с естественной влажностью. Для удобства монтажа данный делается с единым шпунтом, пазом и профилем.
Евровагонка превосходит собственного наиболее «простого» собрата по всем показателям.
Она представляет собой сухую струганную доску. Кроме сортности, информация о которой будет представлена ниже, есть также нормы ГОСТа, согласно которым влажность не обязана превосходить 15 процентов.
Размеры классической евровагонки
Средний же показатель влажности традиционно колеблется в пределах процентов. Заготавливается с учетом сезонных требований, строго соблюдается все технологические процессы.
Отличается влажностью, сортностью древесины, геометрическими параметрами (толщиной и шириной), а также физико-механическими параметрами древесины.
Также есть еще одна значимая изюминка, отличающая евровагонку от вагонки обычной – размер шипа.
Более современная и высококачественная, на обратной стороне она имеет отводы для вентиляции, создающие доп способности для проветривания и препятствующие образованию конденсата.
Журнал
Размер и упаковка
Вагонка производится во многих размерах, что обусловлено сферой применения, особенностями монтажа. Длина материала колеблется в пределах 0,5-10 м (стандартная для отечественного материала длина – 2, 3, 6 м; для евровагонки – еще и 50 мм), шаг – 10 см.
Ширина ламели обычно составляет 80-200 мм. Более широкая вагонка больше подвержена деформациям при «скачках» температур. Узкая полоса устойчива к температурным перепадам и механическим повреждениям. Для достижения определенной стилистической картины нередко осуществляется чередование ламелей разной ширины. Это никак не влияет на прочностные характеристики готовой поверхности.
При расчете необходимого количества вагонки следует учитывать не общую, а полезную ширину доски. Как правило, она находится в пределах 80-88 мм, а в широком варианте может достигать 190 мм.
При выборе ширины планки важно, чтобы она соответствовала толщине материала. Только так можно добиться оптимальных прочностных показателей
Идеально, если показатели ширины и толщины досок соотносятся в пропорциях 1: 6. Например, в идеале доска шириной 150 мм должна иметь толщину 6 мм.
Толщина ламелей для внутренних работ – 12,5 мм, что обеспечивает лучшее соотношение прочности и веса материала. Для наружной отделки лучше взять более толстые профили, толщина которых – 15-20 мм. Такие доски удержат не только собственный вес, но и вес теплоизоляционного материала. Хотя их стоимость, конечно, выше более тонких аналогов.
Согласно отечественному ГОСТу, толщина вагонки может составлять 15-25 мм. Если обратиться к европейскому стандарту DIN, то толщина выпускаемой евровагонки может быть равна 13, 16 и 19 мм.
Возвращаясь к высоте профиля, стоит отметить, что он может изготавливаться из цельного куска древесины или путем сращивания. Последний метод подразумевает соединение досок высотой 150-750 мм в один профиль путем стыковки на микрошип и дополнительному проклеиванию места стыка. Соединение получается прочным, поскольку профиль выдерживается под прессом до полного высыхания клеящего состава.
Как правило, сращенные модели более тяжелые и дорогие, что связано с технологическими особенностями сращивания, в результате которых невозможен выпуск досок тоньше 15 мм.
Вес материала зависит от типа применяемой древесины. Например, квадратный метр ясеня весит 11 кг, в то время как такой же объем тополя – всего 5,7 кг.
Стандартным количеством ламелей является 10 штук в упаковке, при этом в материале класса А допускается наличие до 20% досок класса В.
Способы укладки и монтажа евровагонки
Монтировать доски можно по-разному. Традиционно их располагают или горизонтально, или вертикально, но нет совершенно никаких препятствий в укладке под любым углом или в сочетании различных углов.
На фото вертикальная и горизонтальная укладка евровагонки
Главное в том, как крепить евровагонку, это максимально плотно вогнать «замок» или «шип» в паз. Так же, для большей долговечности все спилы, срезы, в некоторых случаях и сами пазы нужно хорошо обработать специальными строительными пропитками для дерева. Наиболее оптимально пользоваться смешанными составами для универсального применения, сочетающими все нужные качества.
Так же будет не лишним обработать задние стороны евровагонки и несущую основу, на которую планируется прикрепить материал. При применении каких-либо пропиток, материал должен хорошо просохнуть, в сухую и жаркую погоду это минимум 2 или 3 дня, а в дождливую 4-5 дней.
Самая частая ошибка при самостоятельном монтаже среди тех, кто впервые столкнулся с этим материалом – спешка. Доски должны отстояться в том помещении, для которого предназначаются от 5 до 7 дней. Если это балкон, значит они должны стоять на балконе, если дачный дом – на участке перед внешней отделкой и на веранде- перед внутренней.
Это необходимо, что бы уровень влажности в древесине пришел в соответствие с окружающим уровнем влажности. В противном случае, высока вероятность перекосов и необходимости перетяжки, что в любом случае хлопотно и неприятно, а учитывая, что цена евровагонки достаточно высока, такое нетерпение приведет и к дополнительным расходам.
Если стена, к которой планируется прикрепить доски, не ровная – нужно сделать обрешетку. Для этого подойдут простые деревянные бруски, алюминиевый профиль или их сочетание. При необходимости, между вагонкой и стеной можно разместить любые изоляционные прослойки.
Виды профилей вагонки
Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон.
Традиционная евровагонка
На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название Softline.
Вагонка «Softline»
Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.
Вагонка «Штиль»
Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.
Вагонка «Ландхаус»
Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.
Вагонка «Блокхаус»
Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.
Вагонка «Американка»
В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.
Двусторонняя вагонка
У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.
Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.
Параметры вагонки и способы её монтажа
Деревянная вагонка
Обычная деревянная вагонка
- Обычная деревянная вагонка изготавливается из лиственницы, хвои, ольхи, ясеня, дуба и липы. Длина её, согласно ГОСТу 8242-88, может быть разной, но не более 6 метров, а ширина — не более 150 мм.
- Обычно толщина вагонки составляет, согласно тому же ГОСТу, от 12 до 25 мм, но здесь уже присутствуют некоторые нюансы. Дело в том, что если размер вагонки по толщине составляет от 20 до 25 мм, то её уже называют «колхозницей». У таких панелей более короткий шпунт, но, в общем, они ничем не отличаются от аналогичных досок и монтируются по тому же принципу.
- Есть некоторое разделение деревянной вагонки по месту монтажа. Так хвойные породы никак не подходят для помещений с высокой температурой (парная, сауна), а вот, к примеру, лиственница больше подходит для внутренней отделки в помещении. Есть одна отличительная черта у хвои – она не темнеет в течение десятилетий, в то время как другие породы покрываются патиной.
Евровагонка
Среди таких панелей есть ещё евровагонка, которая отличается фиксированными параметрами. Так, размеры доски вагонки по ГОСТу в длину могут составлять до 6000 мм, а вот ширина и толщина более точны. По ширине панель может быть 80, 100, 110 и 120 мм, а по толщине 13, 16 и 19 мм.
Вагонка МДФ
Вагонка МДФ может имитировать любую породу дерева
Вагонка МДФ может имитировать многие породы дерева и производится с разными параметрами длины, ширины и толщины. В каждой упаковке (обычно от 8 до 10штук) есть инструкция по монтажу, где также даётся её геометрическое описание. В таблице ниже вы сможете посмотреть, какую продукцию выпускают наиболее востребованные торговые марки.
Изготовитель |
Длина (мм) |
Ширина (мм) |
Толщина (мм) |
Kronospan |
2600 |
200 |
14 |
Kronospan |
2600 |
325 |
9 |
Kronospan |
2600 |
153 |
8 |
Kronospan |
2600 |
200 |
7 |
Kronospan |
2600 |
153 |
7 |
NDM |
1300 |
198 |
6 |
NDM |
2600 |
198 |
6 |
“Союз» Россия |
2600 |
238 |
7 |
Вагонка ПВХ
Глянцевые панели ПВХ
- Панели из поливинилхлорида делятся на три основные категории – матовые, полуглянцевые и глянцевые. Первые две категории используются в основном для наружной отделки помещений, а третья – для внутренней. Хотя иногда вагонку с глянцевым покрытием используют и на улице – это чревато её растрескиванием – на холоде при ветровой нагрузке она не выдержит.
- Если говорить о качестве, то для виниловой вагонки оно определяется вязкостью – чем больше вязкость, тем прочнее панели. Самыми прочными можно назвать полуглянцевые изделия, хотя многое зависит от завода-изготовителя. А вот цена наиболее высокая у глянцевых панелей.
- Размеры ПВХ вагонки фиксированы по длине – она обычно производится 6-метровыми листами. Толщина её бывает 5 мм, 7 мм, 8 мм и 10 мм, а рабочая ширина вагонки – 100 мм, 125 мм, 150 мм, 200 мм и 250 мм. Следует отметить, что глянцевые панели обычно выпускают со стандартной шириной – 250 мм.
Алюминиевая вагонка: характеристика материала и особенности монтажа — читайте здесь.
Принципы монтажа вагонки
Любая вагонка монтируется на обрешётку
Для монтажа любой вагонки своими руками в первую очередь собирается деревянная или металлическая обрешетка. Расстояние между профилями для ПВХ и МВФ панелей не должно превышать 40-50 см, в то время как для деревянной вагонки допустимо 60, 70 и даже 80 см – в зависимости от её толщины.
П-образные оцинкованные подвесы
Для неровных стен используют консоли в виде П-образных оцинкованных перфорированных подвесов (см. фото), на которые и фиксируются профили из деревянных реек или металлические CD из комплектации для гипсокартона.
Монтаж деревянной вагонки на кляймеры
- МДФ и деревянная вагонка до 16 мм толщины монтируется на кляймеры, а свыше 16 мм её прикручивают саморезами или прибивают гвоздями, так как кляймер не в состоянии охватить полку замка. Стыковка по длине вагонки из МДФ или дерева производится обыкновенно – панели прилегают друг к другу, а сверху закрываются планкой. При этом МДФ закрывается специальной декоративной планкой из той же коллекции, а дерево можно перекрыть ровным или резным багетом.
- А вот как стыковать вагонку по длине из ПВХ? Здесь тоже всё просто – для этого существует H-образный профиль (такой профиль иногда также применяют для МДФ в белом или цветном исполнении). В отличие от своих деревянных и МДФ аналогов панели ПВХ крепятся к обрешётке степлером или саморезами с широкой шляпкой.
- Под любую вагонку можно ставить утеплитель из минеральной ваты, пенопласта или фольгированного пенополиэтилена. Материал укладывают либо между профилями, либо под ними, накалывая на консоли. При этом его закрывают гидробарьером или паропроницаемой плёнкой (в зависимости от потребности).
Выбор: характеристики
Правильный выбор материала можно сделать только в том случае, если разобраться с техническими характеристиками древесины и сферой ее применения. Главными показателями качества вагонки являются:
прочность. Определяет способность панелей выдержать механическую нагрузку. Общеизвестно, чем толще будет ламель, тем она будет прочнее. Однако повышенный расход древесины приводит к удорожанию вагонки, поэтому нужно выбирать материал исходя из условий эксплуатации. Вторым моментом, определяющим прочность вагонки является прочность самой древесины;
твердость. Чем тверже древесина, тем сложнее ее обрабатывать. Однако, чем тверже порода, тем надежнее будут в ней зафиксированы гвозди, шурупы при установке;
сортность. Определяет внешний вид вагонки и идеальность размеров каждой панели;
износостойкость. Устойчивость к истиранию. Такой показатель важен, если планируется отделка округлых поверхностей, выступающих углов или, например, стены в сауне, к которой можно прислониться;
огнестойкость. Важна при отделке бань, поверхностей возле каминов и т.п.;
лечебные и эстетические свойства.
Выбирая вагонку для отделки, можно столкнуться со сложностями от непонимания, в чем состоят отличия обычной вагонки и евровагонки. А все касается размеров, монтажного профиля, влажности и стоимости.
Вообще, деревянная вагонка производится по ГОСТу 8242-88. Обычная доска имеет ширину до 15 см, толщину – 1,2-2,5 см, длину – до 6 м. Стандартные размеры евровагонки:
- толщина – 1,3, 1,6, 1,9 см;
- профильная ширина евровагонки – 8, 10, 11, 12 см;
- длина зависит от установленных норм производителем, но она не может превышать 6 м.
Такие же размеры евровагонки из сосны и других материалов, включая лиственные.
На обратной стороне изделий имеются воздухоотводы, они не дают возможности конденсату накапливаться, создавая предпосылки для проветривания. Евровагонка имеет показатель влажности на уровне 8-12 процентов, обычная – 16-24 процента.
Всего есть четыре класса изделий: «А», «В», «С» и премиум. Евровагонка упаковывается пачку по 10 штук. Вес определяется размерами изделий: чем они больше, тем больше вес.
Существует также определенное разделение материалов, учитывая место установки. Так, хвойные породы не рекомендуется использовать в помещениях с высокой температурой. Для таких целей лучше применять лиственные изделия. Однако хвоя имеет свое преимущество: в отличие от других пород, она не темнеет со временем.
Сорта вагонки
В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.
Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.
Экстра
Дополнительные названия – «безсучковая» или «премиум». Даже мелкие непростроги и трещины на лицевой стороне недопустимы, поэтому в дополнительной обработке такой профиль не нуждается. На погонном метре допускается наличие одного здорового светлого сучка, но без трещин и прочих пороков возле него. При наличии вскрывшихся смоляных кармашков, смола извлекается, а сам участок зашпаклевывается и зачищается мелкой наждачкой.
Класс А
В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке. Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.
Класс В
На одной доске разрешается наличие двух выпадающих сучков, а также трещины – на лицевой поверхности длиной до 300 мм и торцевые. На кромках доски допускаются выпавшие сучки диаметром не более 20 мм. Доски могут быть из сердцевинной части и со смоляными кармашками. Если они изготовлены из хвойных пород, то разрешается засмоленность поверхности. В трех местах на одной доске допускаются места, пораженные насекомыми, но не больше чем на 5% от всего количества досок. Разрешена ненадлежащая окраска кроме синевы и непростроги, если они не влияют на качество сборки.
Класс С
К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски.
Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.
Класс А | Класс В | Класс С | |
Сучки | Допустимы: сучки без трещин, не более 2-3 шт на 1 метр доски; трещины и сколы на сучках со стороны гребня и со стороны паза на нижней кромке, которые незаметны в собранном виде. | Допустимы выпадающие диаметром до 20 мм и выпавшие диаметром 20 мм – не более 2 шт на метр доски. | Допустимы выпавшие сучки диаметром более 20 мм. |
Трещины | Допустимы: торцевые размером с ширину доски и микротрещины. | Допустимы торцевые размером 300 мм. по направлению волокон. | Допустимы. |
Сердцевина | Допустима размером не более половины доски у 20% досок из упаковки. | Допустима. | Допустима. |
Креневая древесина | Допустима в небольшом количестве. | Допустима если не будет оказывать влияния на сборку. | Допустима. |
Смоляные кармашки | Допустимы диаметром не более 6 мм, 2 шт. на длину доски. | Допустимы. | Допустимы. |
Засмоленные участки | Допустимы не сильно засмоленные участки у 10% досок из упаковки. | Допустимы. | Допустимы. |
Прорость | Допустима не более половины ширины досок. | Допустима. | Допустима. |
Поражение насекомыми | Не допустимо. | Допустимы не более 3 шт. на длину доски у 5% досок из упаковки. | Допустимо. |
Участки гнили | Не допустимы. | Не допустимы. | Не допустимы. |
Различие окраски | Допустимо у 10 % досок на 10 % площади доски.Не допустима синева. | Допустимы полосы.Недопустима синева. | Допустимо. |
Качество обработки | Допустимы мелкие шероховатости и углубления на кромке в области сучков. | Допустимы дефекты строжки не влияющие на сборку. | Допустимы дефекты строжки не ухудшающие качество отделки. |
Что это такое?
Свое название клееная вагонка получила из-за первоначальной сферы применения: отделки вагонов поездов. Изначально это были тонкие деревянные рейки, однако в наши дни каждая рейка оборудована специальным замком для удобства монтажа. Дерево до сих пор считается востребованным материалом в строительной сфере – его можно встретить в отделке помещений как внешней, так и внутренней, а также в постройке домов и каких-либо конструкций. Одним из главных преимуществ древесины является способность накапливать и испарять влагу, делая графики температуры и влажности при этом более мягкими.
Вагонка, как материал для отделки, обладает массой преимуществ:
- удобный монтаж благодаря продуманной системе крепежа и соединения деталей друг с другом;
- большой выбор цветов, размеров и материала, из которого сама вагонка изготовлена;
- легкий вес;
- широкая сфера применения;
- демократичная стоимость.
Класс
При выборе материала надо точно определить, какие именно виды работ вы планируете проводить: для разных целей применяют покрытие разных классов, что в итоге позволит не переплачивать там, где можно сэкономить и достигнуть нужного уровня качества облицовки.
Вагонка делится на 4 основных класса.
- Экстра. Продукт высшего качества и соответствующей цены. Идеальный вариант, не имеющий изъянов в окраске и древесине: полностью отсутствует сучок или сердцевина, наличие трещин не допускается. Для достижения наиболее совпадающего природного рисунка древесины следует брать панели из одной партии.
- Класс А. Немного хуже Экстра. Допускается наличие на 2 м нескольких сучков и (или) смоляного кармана.
- Класс В. Допускаются небольшие трещины, 2 или 3 сучка и несколько смоляных карманов.
- Четвертый класс. Техническая древесина. Самый невостребованный класс. Имеет отверстия от сучков и другие виды механических повреждений.
Для высококачественной внутренней отделки необходимо применять Экстра или Класс А – это даст возможность полностью использовать потенциал натуральных сосновых панелей.
Сколько вагонки в м2? Как правильно рассчитать количество досок на квадратуру стены
Для начала представим себе, что такое вагонка и из каких пород дерева она производится. Вагонка представляет собой особый вид отделочной доски из высококачественной натуральной древесины и делается она из таких пород дерева как: лиственница, сосна-ель, ангарская сосна, кедр.
В данной статье Вы узнаете несколько важных моментов:
- как правильно рассчитать количество вагонки на квадратуру стен;
- как выбрать номер кляймера для вагонки;
- по какой формуле произвести расчет брусков для обрешетки.
Как рассчитать сколько вагонки нужно для монтажа на стену или потолок?
На эти вопросы нашим консультантам приходится отвечать постоянно: как же рассчитать квадратуру вагонки и количество досок для монтажа?
Фото 1. Монтаж вагонки из кедра
Что бы рассчитать сколько требуется вагонки для монтажа на стену нам необходимо:
- знать квадратуру стены или потолка;
- длину умножить на ширину вагонки, таким образом мы найдем рабочую площадь доски;
- дальше мы берем квадратные метры нашей стены или потолка (квадратура может быть разная) и делим на полученную рабочую площадь, так мы и получим количество вагонки для монтажа.
Как правильно выбрать кляймер для вагонки?
Для начала расскажем, что такое кляймер. Это металлическая перфорированная пластина (клипса) для крепления вагонки, стеновых панелей и блок-хауса.
Фото 2. Кляймер для вагонки
Выбирая пластину в качестве крепежа для вагонки, мы выбираем надежность и уверенность в конструкции. Не все плотники любят работать с кляймером, а все потому, что на саморезы крепить им быстрее, да вот беда, нет нет, да обломится шип при монтаже на шурупы, попортится часть продукции, а вот с пластиной оно надежно и без поломок.
Фото 3. Кляймер №6
Как правильно выбрать кляймер, это очень просто. Его маркируют номерами от 1 до 10 которые отражают расстояние язычка кляймера от его основания.
Фото 4. Усиленный кляймер
Кляймер можно крепить гвоздем, саморезом, строительным степлером. Так же существует усиленный кляймер, он держит более тяжелые деревянные конструкции. Итак, как правильно выбрать кляймер для вагонки? Необходимо промерить толщину заднего паза вагонки, на который и будет надеваться крепление.
Если это 5 мм, значит выбираем кляймер с цифрой 5, если 3 выбираем с номером 3. и т.д. С усиленным делаем все тоже самое.
Как рассчитать сколько брусков нужно для обрешетки?
Для обрешетки самый оптимальный размер бруска 40/20 – 30/40 (крепим вагонку). Для уличной обрешетки нам потребуется брусок размером 50/40 – 60/40 (крепим планкен). Длины бруска могут быть от 2 до 3 метров как в первом, так и во втором случае. Вернемся к вопросу как рассчитать сколько брусков нужно для обрешетки?
- необходимо знать квадратуру где будет крепиться обрешетка;
- число квадратных метров умножаем на 2,5 после чего делим на длину бруска.
Итак, мы получили кол-во брусков для нашей обрешетки.
Фото 5. Обрешетка из бруса
Продукция нашей компании удовлетворит любого клиента с любыми запросами. На сайте так же можно сделать заявку и оформить заказ. Узнать очень много информации из наших статей и прийти к верным решениям. Многое что Вас удивит вы найдете на нашем сайте Лесобиржа.ру (например, сервис покраски древесины с удобными калькуляторами выбора цвета в каждом товаре). Высочайшее качество древесины из элитных пород дерева превзойдет все Ваши ожидания. Звоните, мы рады помочь.